Казанский подводник попал в Книгу рекордов Гиннесса и привез сувенир с "Титаника"

- Как вы стали аквалангистом?
- Стало скучно, захотелось реализовать все свои возможности. Свое первое — управленческое образование — использую в бизнесе, но большую часть времени посвящаю подводному плаванию. Сейчас помогаю ученым исследовать глубины и обучаю начинающих дайверов. Среди учеников есть даже подводные археологи.

- На озере Кабан сокровища не искали?
- Мы погружались в это озеро, но ничего, кроме мусора, не нашли. Наши водоемы очень грязные — например, мы ежегодно чистим озеро Глубокое и достаем со дна полный кузов «Камаза» всякой дряни! Кстати, самый чистый водоем у границ Казани, на мой взгляд, Волга. Сам же я люблю ездить на Голубое озеро в Казани.

- Что вы привозите из экспедиций на память?
- Однажды мне подарили стаканчик с «Титаника». На самом деле, это был кофейный стаканчик участника экспедиции на легендарный корабль, который под большим давлением превратился в «наперсток» (смеется). А с затонувших кораблей что-либо забирать себе запрещено. Из интересных находок запомнились керамические изделия XIII века, найденные на дне у побережья древнего Булгара.

- Недавно вы с командой погрузились в озеро Лабынкыр в Якутии - в самой холодной точке планеты, за что попадете в Книгу рекордов Гиннесса. Планируете ли пополнить копилку достижений к Универсиаде?
- Погружались мы не ради рекорда, а ради помощи якутским научным сотрудникам — ведь самое холодное озеро мира так и остается загадкой природы. А по поводу новых рекордов... Аквалангисты — народ суеверный, карты раскрывать не хочется. Скажу лишь, что этим летом мы надеемся совершить новый рекорд. А сразу же после Универсиады республика примет чемпионат Европы по подводному спорту.

- Каков ваш личный рекорд?
- Погрузился на глубину 165 метров в Красном море. Также наш подводный исследовательский отряд побил рекорд России 240 метров и рекорд мира — 340 метров.

- Как ощущение на таких глубинах?
- Темно, холодно, страшно (смеется). И давление в 17 раз выше, чем на суше.


- Какие курьезы происходили во время погружений? Случалось ли отбиваться от водных чудищ?
- Однажды на девушку из отряда напала огромная рыба групер. Пока я выручал ее, хищница порвала мне ласты. Все сложные ситуации мы «репетируем» в водоемах — получается такой «подводный театр». Бывает, воздух заканчивается — но помогает запасной баллон. Кстати, под водой могу задержать дыхание на 4 минуты.

- Тяжело, наверное, «носить» на себе и гидрокостюм, и баллоны с кислородом?
- Если погружаемся в холодную воду, то в общей сложности экипировка весит 20-30 килограмм.

- Есть ли у вас любимые места для погружений?
- Мне нравится своими затонувшими кораблями Черное море, а еще Красное, Белое и Баренцево.

- Как жена относится к вашим увлечениям?
- Ныряем всей семьей — с женой и детьми, даже во время отпуска.

- В каких странах были?
- Я занимаюсь дайвингом около 30 лет, так что посетил почти все страны мира.

- Что вы успеваете сделать за 60 секунд?
- Перекусить. Одеть и снять маску для подводного плавания.