Эксперт Лаборатории дизайна Высшей школы экономики о казанских "гопниках" и сельских арт-директорах

В середине декабря в Казани, в рамках Фестиваля интеллектуальной литературы в "Смене" свои лекции прочитают общественные деятели, ведущие искусствоведы, журналисты и книгоиздетели. Накануне мероприятия ProKazan.ru пообщался с одним из приглашенных спикеров, заместителем декана факультета дизайна НИУ ВШЭ, искусствоведом, специалистом в области архитектуры и куратором крупных российских выставок Егором Ларичевым.

Егор, как понимаю, вы приедете в Казань в первый раз. Вам, наверно, известно, что наш город сейчас активно застраивается. Каким вы видите его в будущем?

- Мое впечатление от архитектурного облика Казани довольно смешанное. Скорее всего, став столицей, город начал активно застраиваться, не очень думая об архитектуре и о сохранении памятников местного значения. Это, в свою очередь, привело к размыванию корней и окончательно разрушило преемственную связь поколений, начавшуюся со времен с переселения людей из деревянных домов в 17 этажки.

Если это так, то очень жаль. Я застал Екатеринбург, которого уже нет, видел исчезающий Нижний, уверен, что «старой» Самаре также осталось не долго. С другой стороны, именно в «ушедшей» Казани были самые злые гопники, так что может быть эти перемены и к лучшему.

В Перми есть Музей современного искусства ПЕРММ. В Казани это - «Смена», про Москву и Питер молчу. Откуда идет инициатива создания таких центров?

- Есть такое понятие - сельский арт-директор. Это такой человек, который неосознанно меняет среду вокруг себя - например, мой приятель Павел Лабазов приехал в сибирский Канск и сделал там Канский видеофестиваль - чисто по созвучию с французским. И вот теперь это крупнейшее культурное событие в Сибири летом. А еще мы делаем здесь Канский архитектурный фестиваль, который имеет своей целью развивать город для горожан и силами горожан.

На тему современного искусства написано множество книг. В каком случае творения так называемых художников можно считать искусством? Есть ли какие-либо критерии отбора?

- Все зависит от опыта, знаний и настроения смотрящего. В принципе - каждый из нас - художник. Просто мы по-разному талантливые и не всегда понимаем кто что делает. Есть институции. Там люди договорились, что одни зрители, а другие - художники. Это специфическая оптика - не красота, а сплошное нервощекотание. Можете подключаться к этой игре, а можете нет.

Обязательно ли уметь рисовать/лепить/владеть дизайном, чтобы причислять свои работы к современному искусству? Те же самые перфомансы (вспомним петербургского художника, который гвоздем прибил свои гениталии к брусчатке на Красной площади или акция против попсы двух питерских ребят, в ходе которой один «похоронил» второго за живо) можно считать современным искусством?

- Это практика. Практика может быть убедительной по-разному. Исторически сложилось так, что современные художники России в основном, в силу своего происхождения и биографии, оказываются одарены пластически. И я пока не очень понимаю помогает ли это им или мешает.

Сейчас искусство разивается? Какие тенденции наблюдаются?

Искусство в кризисе, капитализм в стагнации, общество в депрессии - на коне апологеты критических исследований.

_____________________________

Фестиваль интеллектуальной литературы в Центре современной культуры «Смена» состоится 13–14 декабря 2014 года. Егор Ларичев, в частности, прочитают лекцию «Дизайн в городском пространстве».

Стоимость входного билета:

Взрослые — 150 рублей;
Школьники, студенты, пенсионеры — 100 рублей;
Дети до 7 лет — бесплатно.