Женщина-стрелок готовит казанских школьников к Олимпийским соревнованиям по стрельбе из лука

Как ранее сообщал портал ProKazan, лучный спорт, хоть и входит в программу Олимпийских игр, а в Казани и Татарстане появился всего лет 5 назад. Тогда энтузиаст и предприниматель Эмиль Минлибаев, реализуя свою детскую мечту, предпочел ипотечному бизнесу стрельбу из лука – открыл магазин стрелкового инвентаря и основал спортивную Федерацию этого вида спорта.

Но если еще 2 года назад спортивные школы, обучающие лучников, во всем Татарстане можно было по пальцам пересчитать, то сейчас только в Казани уже три площадки, где обучают стрельбе из лука. С развитием и расширением в Федерации по стрельбе из лука появился и уникальный тренер — лучница Наталья Хамадрахимова.

Журналист портала ProKazan.ru встретилась и побеседовала с казанской амазонкой.

- Совсем недавно в Казани была единственная школа по стрельбе из лука и один тренер — ни кадров, ни наловчившихся учеников... Откуда вы, Наталья, появились в Федерации лучного спорта Татарстана?

- Я родилась в Чебоксарах и там же с 6-го класса занималась стрельбой из лука. Закончила школу олимпийского резерва и сейчас являюсь студенткой Академии физкультуры, спорта и туризма. И хотя уже 18 лет живу в Казани, поддерживаю связь со своим тренером Ольгой Сергеевной Авдеевой. Она и сейчас работает тренером в Чебоксарах. И, к слову, именно Ольга Авдеева воспитала Чемпионку мира 1985 года Ирину Солдатову. Однажды она рассказала, что в Чебоксары искать человека, который мог бы стать тренером в создаваемой ими Федерации лучного спорта, приезжали казанцы. Как выяснилось позже, это был президент нашей Федерации Эмиль Минлибаев с коллегами. Но еще целый год после этого я думала, стоит ли мне работать тренером.

- Почему вы раздумывали?

- В родном городе я работала учителем физкультуры в школе. В отличие от Казани в Чебоксарах лучный спорт существует уже 40 лет, лучников много, и по сравнению с ними я на тот момент на тренера не тянула. Когда вышла замуж и переехала в Казань, полностью посвятила себя семье и больше 9 лет не работала. А потом была воспитателем или инструктором по спорту в детском саду. Никогда не представляла себя в роли тренера, тем более после такого большого перерыва. Но когда все же решилась, поняла: именно это - мое.

- Вы сами и ваши ученики в большинстве женского пола. Удивительно. Где же казанские Робин Гуды — почему на занятиях мало мальчиков?

- Да, некоторые параллели с фантазийными персонажами можно провести и в наше время. Кстати, наверное, поэтому и больше девочек. После выхода мультика "Храбрая сердцем" и фильма "Голодные игры", где главные персонажи, девушки, отлично владеют луком, видимо, казанские девчонки нашли для себя новых кумиров. И вот теперь, как это бывает обычно, стремятся всячески быть на них похожими.

- А как вы сами пришли в этот спорт, помните? Тогда ведь был только Робин Гуд.

- До лучного спорта я занималась баскетболом, и тренером у меня была моя мама. Однажды мы поехали отдыхать с друзьями родителей. Так я познакомилась со своим тренером по стрельбе из лука Ольгой Сергеевной Авдеевой, и как раз она пригласила меня в секцию. Так что это не моя инициатива, а выбор судьбы, можно сказать.

- С какого возраста можно прийти обучаться стрельбе из лука?

- У нас есть группа для совсем маленьких, где мы прививаем основные навыки (например, учимся натягивать сначала не тетиву, а эластичный жгут), - это группа "Здоровый малыш" для детей от 7-ми лет. И группа начальной подготовки с 11 лет, где дети уже серьезно настроены на участие в соревнованиях разного уровня. Но к нам на занятия могут ходить и уже взрослые люди.

- Наверное, все-таки не все могут прийти заниматься к вам? Например, те, у кого плохое зрение, видимо, не смогут стать амазонками?

- На самом деле в этом виде спорта больше важна координация. Это только считается, что самое главное — острое зрение. Но есть, например, чемпион мира по стрельбе из лука со зрением минус 8 диоптрий. Так что и в очках можно стать прекрасным стрелком. Кстати, у меня есть ученица, которая пришла заниматься со зрением минус 4, и постепенно оно выровнялось у нее до минус единицы, поскольку смотреть вдаль очень полезно для глаз. А вот координация — это природное. Технику можно развивать, координацию в общем тоже, но если она от природы дана — это большой плюс.

- Есть ли у вас какие-то профессиональные обереги и приметы?

- Примет никаких у меня нет. Мы все верим в Бога и благодарим его за то, что он дает возможность нам стрелять. А оберегами служат разве что сами стрелы. Даже если они приходят в негодность, выбрасывать жалко. Сначала можем починить, приклеить заново перья. Ну, а если совсем нельзя использовать, стрела отправляется в букет. Все, кто ко мне в гости заходит, удивляются, что вместо цветов, у меня стрелы в букетах.

- Наверняка, среди них есть и особенные?

- Конечно. Это стрелы с разных соревнований, где мои ученики занимали призовые места, и, например, стрела первой моей воспитанницы Воробьевой Анастасии. Сейчас ей 15 лет и она продолжает заниматься стрельбой из лука. А пару лет назад эта стрела обеспечила ей второе место на наших первых соревнованиях – Чемпионате республики, проходившем в Верхнем Услоне.

- А ваши стрелы в этих букетах есть? Может быть, самая первая или принесшая самую значимую победу?

- Мои стрелы не сохранились. Они остались в Чебоксарах, сейчас на них учатся другие – потому что это стрелы чемпионки мира Ирины Солдатовой. Они переходят к новым поколениям стрелков по наследству.

- Часто ли соревнования проходят не в помещении, а под открытым небом, как у настоящих лучников прошлого?

- Это происходит именно так в большинстве случаев. Кроме того, как во всех видах спорта, у лучников бывают учебно-тренировочные сборы. Летом мы с ребятами в две смены выезжаем в спортивный лагерь "Экран" напротив Лебяжьего. Ребята целых 18 дней общаются, отдыхают и стреляют из луков на природе.

- Как ваше увлечение и теперь уже профессию воспринимают родные, знакомые, муж? Наверное, нередко называли вас воительницей?

- Никто никогда серьезно не относился к этой моей страсти, даже муж. Пока я не стала тренером, он не открыл для себя стрельбу. А сейчас приходит на занятия, помогает, сам стреляет тоже, перья научился стрелам подклеивать. И наш младший ребенок, которому шесть лет, тоже стал заниматься в секции.