Психолог об антитабачном законе: «У курильщиков срабатывает рефлекс, как у собаки Павлова»

Прошло чуть больше месяца со дня принятия закона на запрет курения в общественных местах. Продавцы убрали сигареты с витрин и прилавков — их заменили на прейскуранты на табачную продукцию.

Казанский психолог Анжела Ахмадуллина рассказала ProKazan.ru, поможет ли запрет снизить интерес к сигаретам, когда человек их не видит?

- То, что мы видим, визуально стимулирует нас к покупке, - поделилась своим мнением о новом законе Ахмадуллина. - Мы выбираем то, что мы видим и воздействует на наше сознание. Подходя к кассе, мы видели сигареты и обращали на них внимание. У курильщика вырабатывается привычка на уровне рефлексов, как у собаки Павлова — он идет в магазин и покупает кефир и сигареты. Любая реклама действует по трем каналам — визуальный, аудиальный и кинестетический. Визуальный перекрыли, остаются еще два — я слышу про сигареты и ощущаю запахи. Визуальный канал очень сильный по восприятию.

Напомним, что закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" запрещает выкладку табачной продукции на витринах. Покупателю, желающему купить сигареты, предложат список, по которому он сможет выбрать продукт. В торговом зале может размещаться лишь перечень продаваемой табачной продукции.

Кроме того, документом запрещается продажа сигарет в ларьках и киосках, развозная и разносная торговля сигаретами, а также дистанционная продажа табачных изделий.

- Психологически реклама все равно влияет, потому что они всегда на глазах, - продолжает психолог. - Я знаю курильщиков, которые забывают покурить и отключает свое внимание и сознание, - Например, когда человек увлечен, у него интересная жизнь, человек увлечен своим хобби и делами. Он настолько поглощен процессом, что забывает покурить. И лишь потом, садясь пить кофе, вспоминает о сигарете.

По мнению психологов, красивые пачки на витрине могут заставить купить сигареты даже не курящего человека. По их мнению, реклама может не «зацепить» только заядлых курильщиков или «новичков» с неустойчивой привязанностью.

По прогнозам специалистов, запрет на выкладку сигарет на витрины скоро может дать положительный эффект. Но, как он будет работать, покажет только время.