Болгары: избавить Татарстан от старых "Боингов" не дали российские власти

Поменять авиакомпании "Татарстан" авиапарк новыми и современными европейскими самолетами А320 и избавиться от старых "Боингов" не дали российские власти. Об этом "Известиям" рассказал Пламен Атанасов, исполнительный директор болгарской компании Bulgarian Aviation Group, которая через ЗАО "Тат-аэро" была совладельцем авиакомпании "Татарстан".

Он сообщил, что в 2008 году власти республики подписали инвестиционный меморандум с болгарскими инвесторами о реконструкции республиканского аэропорта и обновлении авиапарка авиакомпании "Татарстан" на 50 миллионов долларов.

Обновление авиапарка предусматривало несколько этапов. Первый – вывести из эксплуатации старые российские самолеты еще советской постройки и купить Boeing 737 по схеме оперативного лизинга. Второй этап предусматривал замену старых американских самолетов на новейшие и современные европейские авиалайнеры семейства Airbus А320. Однако завершить обновление так и не дали.

- Все было благополучно до 2011 года. Однако затем, в рамках Федеральной стратегии развития авиационной отрасли в России, в авиационных кругах широко тиражировалась позиция официальной Москвы о необходимости укрупнения авиапредприятий, вплоть до сокращения общего количества авиаперевозчиков в России до 3-4 компаний в течение следующие несколько лет. На этой волне ОАО "Авиакомпания "Татарстан" было рекомендовано произвести слияние с ОАО "Ак Барс Аэро", - рассказал Атанасов.

После этого иностранные инвесторы решили, что в этой ситуации им невыгодно дальнейшее сотрудничество с авиакомпанией "Татарстан", и в 2011 году они вышли из совместного управления. Airbus так и не были поставлены в рамках обновления.

По данным базы СПАРК, болгарские компании значились долевыми участниками консорциума до 2012 года. При реализации программы изменился состав совета директоров авиакомпании. Совет директоров "Татарстана" стал состоять из шести человек — троих россиян (представители учредителя) и троих представителей болгарского инвестора: Пламена Атанасова, Мирослава Петкова и Влодимира Щърбанова.

Российские эксперты опровергают утверждения болгарских бизнесменов о том, что с 2008 по 2011 год все работы по инвестиционному соглашению о ремонте аэропорта в Казани и обновления авиапарка выполнялись в полном объеме, без взаимных претензий.

По словам гендиректора ассоциации "Аэропорт ГА" Виктора Горбачева, после прихода болгар в систему управления казанским аэропортом практически все участники консорциума с российской стороны были недовольны их деятельностью.

- Люди считали, что вместо реальных изменений, будет лишь высасывание денег и вывод их за рубеж. И действительно, никаких изменений после прихода болгар не произошло, - прокомментировал он.

Партнерство с болгарами стало причиной конфликта между профсоюзом и руководством авиакомпании "Татарстан". Весной 2009 года сотрудники направили письмо в адрес тогдашнего министра транспорта Игоря Левитина и президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Основные претензии авиаторов заключались в том, что иностранные инвесторы не выполнили свои обещания. По их мнению, вместо обновления старого отечественного авиапарка они по факту осуществили поставку подержанных иностранных самолетов.

По словам Горбачева, аэропорт в Казани "поднимали" за счет российского бюджета буквально за год уже после расторжения договора с болгарами.

- Реконструкция проходила уже перед Универсиадой, и все приходилось делать в авральном режиме, - сказал он.

По мнению болгарских бизнесменов, если возможная причина крушения в Казани старого Boeing связана с человеческим фактором, то они нне имеют к этому никакого отношения.

- Подбор, обучение, сертификация и поддержание квалификации летного состава, являлись и являются прерогативой и прямой ответственностью руководства летного состава российского авиаперевозчика, - отметил Пламен Атанасов, исполнительный директор болгарской компании Bulgarian Aviation Group.

Напомним, вечером 17 ноября в международном аэропорту "Казань" произошла авиакатастрофа. В результате крушения "Боинга" погибло 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. По данному факту в Следственном комитете было возбуждено уголовное дело, его расследование продолжается в ГСУ СКР. В рамках расследования крушения "Боинга" в аэропорту Казани сотрудниками Следственного комитета была изъята вся документация о переподготовке пилотов рухнувшего самолета.

В свою очередь, премьер-министр РФ сообщил, что после случившейся авиакатастрофы будут сделаны выводы, касающиеся повышения безопасности полетов.

- Понятно, что выводы все будут сделаны прежде всего в отношении того, что должно предприниматься по линии правительства, других структур власти для предотвращения подобных трагедий, повышения безопасности полетов — сказал Медведев.