В Казани открылась выставка фотографий, которые "дышат" (84926)

На днях в Казани в музее изобразительных искусств открылась фотоэкспозиция "Круг Родченко. Стильные люди". Это одно из знаковых событий в культурной жизни города. На выставке представлены фотографии, отпечатанные с негативов 20-30-х годов прошлого века, которые были сделаны самим Родченко или его коллегами, запечатлевшими на снимках известного на весь мир авангардиста.

Напомним, известный советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино, авангардист Александр Родченко жил и учился в нашем городе. Позже со своей женой Варварой, которая творила вместе с супругом, он перебрался в Москву. Родченко признан родоначальником конструктивизма, дизайна и рекламы в СССР.

Вместе с Владимиром Маяковским он создавал рекламные плакаты, вывески, упаковки, значки, марки и прочее. Кроме того, Родченко водил дружбу с Каземиром Малевичем и одно время даже подражал ему. Ему же принадлежит проект Дома Советов 1920 года в Москве.

- Александр Родченко и Варвара познакомились в Казанской художественной школе, но у них обоих было полное неприятие тогдашней школы Фешина, - сказал на открытии экспозиции директор Казанского художественного училища имени Фешина, заслуженный деятель искусств РТ, член Союза художников России Махмут Вагапов. – Родченко – один из выдающихся фотографов, художников-авангардистов, которые написали портрет эпохи. У него появилось понятие "ракурс" - то, чего раньше не было.

К слову, фотографировать Родченко начал не с репортажей или портретов. Его первыми шагами в этом направлении были фотоколлажи, когда он из образов фотографий других авторов составлял коллаж, который снимал на пленку.

- Родченко – это наслоение фотографических сюжетов, композиций, - пояснила фотограф Ляля Кузнецова. – Здесь все живьем, не цифра, здесь другое дыхание. Здесь каждая фотография дышит. И не потому что, например, шляпка надета, а потому что здесь энергия другая.

Один зал выставки занимают фотоизображения самого Родченко, попавшего в объектив его современников. Правда, авторов не всех фотопортретов удалось установить.

Во втором зале снимки людей эпохи 20-30 годов. На большинстве из них запечатлена жена и муза Родченко Варвара Степанова, а также Лилия Брик, Маяковский, живописцы, кинорежиссеры, репортеры и люди более прозаичных профессий той эпохи