Казанские эксперты об изучении религии в школах: "Что делать детям католиков?"

Участники "Круглого стола":

Михаил Бунимович - преподаватель истории в Казанской школе №12.Валиулла Якупов - начальник Отдела науки и образования Духовного управления мусульман Республики ТатарстанВасилий Ордынский - председатель Общества ревнителей истории города КазаниРаис Сулейманов - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований

Иван Скрябин - модератор "круглого стола" и ведущий рубрики

Про баптистов и католиков забыли

Иван Скрябин: 3 февраля правительство утвердило введение в 2012/2013 учебном году курса "Основы религиозных культур и светской этики" в школах страны. Согласно документу, с января по март 2012 года ученики и их родители выберут для себя направление учебного курса. Вызывает ли опасения введение нового предмета?

Раис Сулейманов: Вопрос в том, как это будет реализовываться на практике. В моноэтнических регионах проблем не будет: в Чечне 99% учащихся выберет для изучения ислам, в Белгородской или Архангельской областях 98% школьников предпочтет православие. Другая ситуация в многонациональном Татарстане, где кроме этих конфессий есть баптисты, католики, кришнаиты.

Валиулла Якупов: Руководство республики изначально опасалось вводить новый курс. Татарстан даже не вошел в число тех регионов, где в тестовом режиме преподавали новый предмет. В этом году наши школьники не могут добровольно выбрать один из шести модулей: всех 35 тысяч четвероклассников просто поделили на тех, кто будет изучать мировые религиозные культуры (21 тысяча), и тех, кто станет осваивать светскую этику (14 тысяч).

Михаил Бунимович: Абсолютно неправильно в рамках курса делить детей на сепаратные группы русских, татар, иудейцев и буддистов.

Валиулла Якупов: Это искусственное опасение. Неужели ребенок в четвертом классе не подозревает, что он татарин или русский? Не нужно считать детей роботами!

Иван Скрябин: Что же все-таки делать ребенку, родители которого баптисты?

Валиулла Якупов: Пусть изучает основы мировых религий или светскую этику. Если же набирается малочисленная группа детей других вероисповеданий, то по федеральному законодательству совет школы может организовать преподавание основ их религии.

Учебный курс включает в себя шесть модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики". Первая часть курса преподается в четвертой четверти 4-го класса, вторая в первой четверти 5-го.

"Он что, супер марио?"

Раис Сулейманов: Кто будет преподавать курс? Учителя обществознания и истории, у которых и без этого большая нагрузка?

Михаил Бунимович: Если бы этим занялись религиоведы, то эффект бы превзошел все ожидания, но пока задействовали наиболее компетентных людей. В четвертом классе эту нагрузку возьмут на себя учителя начальных классов, в пятом – преподаватели русского, татарского языков, истории и обществознания, мировой художественной культуры.

Раис Сулейманов: Проблема в том, что вуз, а в Татарстане только КФУ занимается подготовкой религиоведов, не сможет обеспечить все школы профессиональными преподавателями этой дисциплины. Да и сами студенты не горят желанием работать за копейки в школах! Вам не кажется странным, что один и тот же преподаватель будет рассказывать детям и основы исламской, и основы православной, буддийской и иудейской культур? Он что, супер марио?

Михаил Бунимович: Ничего страшного в этом не вижу.

Над новым предметом надругались

Иван Скрябин: Как насчет учебников?

Михаил Бунимович: Написаны довольно живым языком и понятны ученику 4-5 класса. Одного часа в неделю катастрофически мало для такого курса – это осквернение предмета.

Иван Скрябин: В 2010 году под редакцией Кураева вышел учебник "Основы православной культуры", где вместо культуры школьнику предложили изучать основы православной доктрины…

Михаил Бунимович: В рамках курса мы не должны преподавать закон Божий, предмет имеет только культурно-исторический подход.



Василий Ордынский: Литургии (авт. - торжественного Богослужения) быть не должно, но ребенку стоит знать то, что собой представляет этот обряд.

Валиулла Якупов: За преподавание курса боролось духовенство всех традиционных религий России, в итоге, учтены интересы всех, даже атеистов. Модуль "Основы светской этики", мне кажется, стоит исключить из программы.

Про нетрадиционные течения с детьми говорить не будут

Раис Сулейманов: Боюсь, что к 11 классу дети просто забудут обо всем, что они изучали в рамках нового курса. Даст ли он необходимый эффект? В 10-м классе он был бы полезнее.

Валиулла Якупов: Бессмысленно давать десятикласснику знания о религиях. Предмет нужен для морального воспитания детей в раннем возрасте.

Раис Сулейманов: В старших классах было бы актуально говорить о нетрадиционных религиозных течениях. Кто-то ведь должен об этом заявлять.

Михаил Бунимович: В Татарстане были попытки преподавания религиоведения в старших классах. В Москве и Казани даже были подготовлены неплохие учебные пособия, но этот процесс остановили. Было бы неплохо, чтобы нынешние четвероклассники углубили свои знания по религиоведению в старших классах.

Раис Сулейманов: Опыт преподавания похожего предмета в Татарстане есть: с 90-х годов в татарских школах Балтасинского района преподают "Уроки нравственности", в казанской школе "Усмания" этот предмет называется "Основы исламской культуры".

"Похожую отрыжку вызывал "Диамат"

Иван Скрябин: В сети поднялась большая шумиха по поводу введения нового курса. Многие, особенно атеисты, считают, что Дмитрий Медведев, фактически, разрешил преподавать в школах закон Божий, как до революции…

Василий Ордынский: В Российской Империи он преподавался в принудительном порядке во всех образовательных учреждениях. Гимназисты и студенты, в зависимости от вероисповедания, два раза в неделю ходили к своим священнослужителям. Православные ученики должны были регулярно участвовать в богослужениях и представлять администрации школы справки о прохождении исповеди и причастия! Таким образом, был достигнут обратный эффект – те, кто учили закон Божий, позднее спиливали кресты и полумесяцы.

Раис Сулейманов: В советские годы похожую отрыжку у школьников вызывал предмет "Диалектический материализм".

"В сельских школах предмет будут вести физруки"

Иван Скрябин: Насколько готовы к преподаванию предмета сельские школы?

Раис Сулейманов: Возможно, что там этот предмет будет вести учитель химии или физкультуры. Причина – нехватка кадров.

Валиулла Якупов: Все маленькие сельские школы закрыты, остались только крупные, поэтому они обеспечены учителями и учебниками не хуже городских.