Казанская девушка пытается найти вакцину от СПИДа

Мадина Каримова

В основном ребята продолжают образование в сильнейших вузах Японии, Америки и Германии. На любимом биофаке нам приходилось работать на оборудовании, сильно отстающем от передовых технологий. И время, которое я могла бы тратить на эксперименты, я отдавала стерилизации пробирок. В Германии же у наших сотрудников-студентов всё одноразовое. Ещё будучи студенткой биологического факультета нынешнего ПФУ, я начала задумываться о поступлении в один из лучших биологических вузов мира. Для этого мне нужен был сильный английский, хотя я уже училась на инязе. Я корпела над подготовкой к TOEFL полгода. И в результате "докарпелась" до проходного балла, которого было достаточно даже для поступления в Гарвард.

Мой уровень расценивался как "native sреаkеr” (носитель английского языка). Но иностранный язык был не единственным, чем я занималась, - я старалась участвовать в различных конкурсах, которые проводились на моём факультете, университете и за его пределами. Именно благодаря коллекционированию наград моё резюме было достаточно сильным, чтобы выделиться на фоне других.

В аспирантскую программу попасть было крайне сложно. Сначала отбирали по документам. Затем кандидатов приглашали на собеседование с пятью научными руководителями, которое длилось около недели. В это же время аспиранты, приехавшие в Дрезден, составляли свой "рейтинг": на первом месте я бы хотел работать у того-то, а на втором — у того-то. Эту же манипуляцию своеобразного (разумеется, тайного) голосования должны были произвести и те самые научруки, возглавляющие пять разных лабораторий. Чтобы исключить момент субъективности, существует окончательная, решающая экзаменационная комиссия из директората института Макса Планка.

Моя работа заключается в том, что я 11 часов в сутки разрабатываю новые технологии для генной инженерии. Одна из ближайших потенциальных возможностей применить их может быть использована в борьбе со СПИДом. Условно говоря, сейчас люди, которые заражены СПИДом, пытаются просто подавить болезнь. Мой босс (так я называю своего научрука), ещё один постдок (научный сотрудник со степенью доктора наук) и я хотим напрямую разрушить вирус.

Как оказалось, с помощью новейших генно-инженерных разработок это можно осуществить на генетическом уровне. В нашей лаборатории вместе со мной трудятся люди, которые уже имеют докторскую степень. Я же являюсь одной из трёх "предоков" (predoc), но делаю всё, чтобы получить её уже через год (в Европе немного другая система образования, здесь нет учёной степени "кандидат"). Каждый из нас работает над своей отдельной темой и проектом. В Институте Макса Планка невероятное количество оборудования.

Очень важно, что у каждого сотрудника есть доступ к любому из них, будь то микроскоп размером с половину комнаты или робот, сканирующий клетки и количество флюорофорного белка (те самые красивые картинки из журналов со светящимися зелёно-красными неоновыми ядрами и клетками). Чтобы облегчить исследования, у каждого сложного прибора, например микроскопа, в институте есть личный технический помощник. Он строго следит за его исправностью и регулярно настраивает. Мне, чтобы более-менее научиться пользоваться микроскопом, понадобится около двух месяцев. Но благодаря таким техническим помощникам (часто с научной степенью!) можно начать работу незамедлительно.

Чего добилась: Лицо Универсиады-2013, лучшая студентка биофака GAE 2008 года; одна из 25 лучших выпускников КГУ 2008 года и 1000 Татарстана; с сентября 2008 года аспирантка Мах Planc institute of Molecular Сell Biology and Genetics Dresden Germany.
Над чем работает: диссертация по генной инженерии.
Любимая книга: "Прощай, оружие”.
Любимый предмет в школе: математика.
Любимый вид спорта: бег.
Интересная личность в истории: Софья Ковалевская.
Любимая музыка: хаус (housе) с вокалом.
Мечта: понять, в чём счастье.