Бизнес-тренер Паоло Борелла: "В Казани считают, что стартапы - это круто"

Тренера бизнес-акселератора Startup Sauna Паоло Борелла можно назвать человеком мира. Он успел поработать в Венгрии, Голландии, Польше, США, Сингапуре и других странах. Но прикипел Борелла к Финляндии, где в компании Nokia прошел путь от менеджера до управляющего директора в Азиатском и Тихоокеанском регионах.

Сейчас в рамках Startup Sauna он занимается развитием проектов Скандинавских стран, Прибалтики и России. В Казань Паоло приехал, чтобы проконсультировать всех желающих предпринимателей, начавших проекты в сфере высоких технологий, в том числе и резидентов бизнес-инкубатора ИТ-парка.

Несмотря на свой серьезный послужной список, Борелла оставляет впечатление очень доброго и открытого человека.

- О, интервью будет на английском? ОК. Я заметил, что в Казани он на хорошем уровне. Конечно, есть куда расти, но вот, например, семинары я проводил на английском, и меня, кажется, понимали все, - Борелла расплывается в улыбке и устраивается поудобнее в кресле.

- Паоло, вы исколесили почти весь мир. В чем особенности ведения бизнеса в России и других странах?

- На этот вопрос сложно дать полноценный ответ, потому что я еще не занимался бизнесом в России. У меня были дела в Финляндии, Италии, Америке, Азии, я работал в Nokia, General Electric. Исходя из моего опыта могу сказать, что везде возникают разные ситуации и проблемы. Все дело в культурных различиях: в поведении, манере говорить, отношении к другим людям. В Азии, например, чтобы заниматься бизнесом, необходимо знать обычаи. Иногда для налаживания контакта нужно выпить с человеком, иногда - поужинать. А бывает, что всего этого не нужно вообще, и собеседник говорит: "Не трать мое время, у тебя 15 минут".

Кроме того, в разных странах по-разному подходят к выбору приоритетного направления развития бизнеса. Где-то больше усилий тратится на повышение производительности, где-то - на увеличение продаж, а где-то - на укрепление бренда. К примеру, в Китае до недавнего времени много внимания уделялось производству, а сейчас они куда больше озабочены выходом на мировой рынок и развитием бренда.

В Казани я заметил большой интерес со стороны нескольких игроков, которые хотят содействовать развитию стартапов. Местные люди понимают, что стартапы - это хороший способ производить ценности и помогать стране становиться богаче.

- Как развивать стартап с нуля? Что необходимо знать начинающему стартаперу еще на пути становления?

- Есть много бизнес-моделей, но ни одну из них я не могу назвать идеальной. Главная задача предпринимателя - найти подходящий именно для него способ ведения бизнеса. Думаю, именно в этом основное отличие стартапа от большой компании. Если в больших компаниях отлажены все механизмы и необходимо лишь разумное использование возможностей, то стартаперы не знают, как вести бизнес. Методом проб и ошибок они ищут наиболее разумные способы ведения бизнеса. Главное здесь - меньше ошибаться. Только в этом случае можно расти. Нужно учиться на ошибках. Если вы этого не делаете, значит, вы недостаточно усердны.

На мой взгляд, правильный стартап должен начинаться с создания команды. Затем необходимо провести исследование рынка, определить цели и найти ресурсы на продолжение дела. После этого нужно как можно плотнее работать с клиентами и понять, насколько ценно ваше предложение. Возможно, вам надо искать другой круг клиентов, составить новое предложение или поменять подход к продажам. На всю эту работу в зависимости от ситуации может уйти от месяца до года. Если до этого момента стартап не требует больших вложений, то затем на развитие понадобятся деньги.

В то же время нельзя спешить с инвестициями. Если вы не нашли наиболее разумного способа ведения бизнеса, а уже вложили большие деньги, вы их просто потеряете. Поэтому главное для стартапера - быстро ошибаться и быстро учиться. Лучше сделать ошибку сразу и потерять немного денег, чем провалиться через три года. В мире нет 10-летних стартапов, у вас есть год, максимум два. Если этого времени вам не хватило, то закрывайте дело. Лучше закрепите полученные знания и сделайте попытку в другой сфере.

- А возможно ли развивать стартап без особых инвестиций?

- Вообще, стартапам всегда нужны инвестиции. Небольшие вложения требуются вначале - для покупки ноутбуков, телефонов, доступа в интернет. Даже на работу с клиентами не понадобится больших вливаний. Очень важно, чтобы команда могла работать быстро и тратить деньги разумно. Когда все пути определены, для развития потребуется очень много денег. Чтобы сделать бренд узнаваемым на потребительском рынке, необходимо от 1 до 50 миллионов. На все это уйдет от года до 10 лет и куча денег.

Бизнес в интернете один из самых дешевых. Если для начала работы в сфере биологии, медицины или нефтепромышленности потребуются миллионы, то в интернете будет достаточно и 50 тысяч. В этом вся прелесть мировой паутины: можно пробовать и придумывать новые бизнес-модели за разумные деньги.

- С какими трудностями сталкиваются начинающие стартаперы в Казани?

- Мне очень приятно видеть, что в Казани молодые люди заинтересованы в стартапах. Они считают, что заниматься стартапами - это круто. Стремление к предпринимательству всегда должно быть похвально. Еще один момент: чтобы достичь результата, нужно ошибаться. И очень важно позволять ошибаться - без этого нельзя принести пользу обществу.

Команде важно иметь специалистов по технологиям, маркетологов и деньги. И не просто деньги, а "умные деньги". Важно правильно ими распоряжаться и не идти на неоправданный риск.

- Что вы могли бы посоветовать начинающим бизнесменам, существует ли "формула успеха"?

- У нас в Startup Sauna своим опытом делится известный предприниматель Стив Бланк (основатель восьми стартапов в Кремниевой долине. - Прим.). В помощь бизнесменам он написал интересную книгу "Четыре шага к озарению" ("The Four Steps to the Epiphany"). В ней он подробно объясняет, как найти правильный метод ведения бизнеса. Мне близки его идеи, и я стараюсь их применять.

Очень важно то, как ты смотришь на свой бизнес. Нужно разобрать его на детали, как "лего", и понять, что вот это - продукт, вот это - клиенты, вот это - возможности продать продукт и так далее.