Тина Канделаки написала, что ее больше всего удивило в Казани (ФОТО)

Известная ведущая Тина Канделаки, побывала в Казани по приглашению президента Рустама Минниханова. Во время своего визита телезвезда посетила различные образовательные учреждения города. Своими эмоциями о поездке в наш город, Канделаки поделилась в своем блоге. Вот что телеведущая рассказала о Казани:

О молодых педагогах

"Вторую часть рассказа о своей поездке в Татарстан пишу в ночи, параллельно читаю ваши комментарии к первому посту. Приятно, что все-таки адекватных людей больше, чем неадекватных.
В Казани один педагог мне сказал о том, что ТВ должно и могло бы показывать учителей по-другому. Могло бы, ответила я, но не будет. Потому что сегодня на ТВ самым востребованным персонажем является фрик. Он главный герой. И здесь я абсолютно солидарна с Константином Эрнстом: человек охотно ассоциирует себя с этим фриком, потому что фрик легко нарушает любые правила, существовавшие до этого.

Когда мы пришли в гимназию № 19, министр Гильмутдинов меня сразу предупредил, что школа эта еще несколько лет назад была «мышиной норой». Но благодаря активности ее директора и коллектива тыква со временем превратилась в карету. Архитектор этого превращения, директор гимназии Ренат Заманов (ему всего 33 года) к этому моменту уже два дня как покинул свой пост и перешел работать в республиканское Министерство образования. Жаль, когда школу покидают молодые директора, даже если они идут на повышение. Но гимназию № 19 жалеть не стоит. Лучше пожалеть себя: выбор преемника Рената Заманова выходит за рамки самой буйной фантазии сценаристов сериала "Школа".

В тот момент еще исполняющий обязанности, а теперь уже официально назначенный директор школы Нияз Гафиаттулин выглядит как Джуд Лоу в молодости и к моменту нашего знакомства с успехом проживает свой 25-й год жизни (из которых учительский стаж составляет уже 5 лет). За это время он успел выиграть грант Министерства образования, поучиться в Швейцарии и Сингапуре. Одарив меня обворожительной улыбкой, он предложил прогуляться по школе. Как только мы двинулись вглубь коридора с толпой школьников, к нам подошел мальчик и предложил посмотреть его разработки как педагога.

Звали юношу Руслан Галимов, он оказался преподавателем информатики в старших классах, а уже после моего отъезда был назначен заместителем директора гимназии. После того, как до меня дошло, что он учитель, удивляться тому, что для своих уроков он регулярно скачивает видео и графики из YouTube, хочет усовершенствовать GTA и дает ученикам возможность принимать заказы от фирм на разработку сайтов уже не пришлось.

В 19-й гимназии в порядке вещей было и то, что учитель географии время от времени переходил с учениками на английский, учитель химии готовил кандидатскую и смеялся над шуточками Гильмутдинова про то, как он заставил педагога похудеть с 58 до 52 размера.

И главное, не забывайте, что всем этим педагогам было не больше 25, а на вид многим даже меньше. Им всем было весело, они улыбались, и даже если всех их назначили специально к моему приезду, то только ради этого стоило ехать в Татарстан. Стоило ли удивляться, что у них в гимназии лучшие результаты по ЕГЭ в Казани и, думаю, явно не последние по всей России.

О школьных директорах и методике преподавания

Из этой гимназии я поехала в центр образования № 178, где директором работает побывавшая у меня на форуме «Умная школа» Венера Хайрутдинова. Школа на 19-ю гимназию не похожа совсем. Много учителей старой закалки. Впечатляет диапазон кружков и секций, в которых занимаются ее ученики. Два бассейна, игровые и танцевальные комнаты, театр – здесь есть все! Театры в школах люблю особенно, потому что для детей сегодня очень важно научиться чувствовать культуру, научиться элементарно сидеть в театральных залах, поскольку не у всех есть возможность посещать их вне школы.

Далее по программе у меня шла школа № 33. Внешним видом она напоминала 178-ю, но похожесть геометрических линий в Казани еще не означает копирование образовательных процессов.

Директор Нелля Шамильевна Шаяхметова долго ждала окончания строительства этой школы и всего год назад переехала в новое здание. Здесь энтузиазм ее коллектива нашел прекрасное применение. Скучать здесь не приходится ни детям, ни учителям.

У Венеры Кашфиевны были все условия для того, чтобы дети в школе чувствовали себя даже лучше, чем дома. Очень мне понравился и кружок авиамоделирования. Для парней это важно: уметь что-то делать своими руками. А это были не какие-то поделки, а самые настоящие самолеты, которые летали и были явной гордостью молодых конструкторов.

Школьная столовая – предмет гордости директора, и мне, не скрою, удалось выяснить, почему.
Разве можно скучать на занятии, которое и назвать уроком-то язык не повернется, ведь оно находится на стыке сразу нескольких дисциплин: географии, астрономии, физики, экономики и политологии? Да еще и на английском языке.

Школьникам предложили выбрать место на земном шаре, чтобы установить площадку для запуска новой российской ракеты с космическими туристами. Физики настаивали, чтобы это было государство, максимально приближенное к экватору, географы предлагали ряд вариантов таких стран, а экономисты и политологи анализировали их в качестве партнеров Роскосмоса. А я думала про вице-премьера Игоря Сечина и его давнюю любовь к Венесуэле. Дети, кстати, тоже склонились к этой стране. Это навело меня на мысль, что заложенное Сечиным партнерство принесет плоды в будущем. Венесуэла находится на экваторе, там много равнин, страна экономически развита, и управляет ею большой друг России – Уго Чавес.

Если преподавать так все предметы, то, боюсь, желающих учиться может оказаться слишком много и не только школьного возраста. Взрослые могут побросать работу и вернуться в школу. Волнующиеся народные массы будут выдвигать исключительно образовательные требования. В казанских школах и школьники, и учителя – все хотели учиться и делились со мной своим опытом.

"Если просто пересказывать книги, дети быстро потеряют интерес к предмету", – считает Николай Токранов, учитель русского языка и литературы, – "поэтому я стараюсь им давать живые образы. Если рассказываю о Емельяне Пугачеве, указываю им на памятные пугачевские места» в Казани: там, где сейчас ходит электричка, был овраг, в котором атаман прятался от солдат, а ниже по нашей улице стояли пушки Пугачева".

Учитель математики Александр Яшин тоже умеет находить правильный подход к школьникам, не загружая их тангенсами и котангенсами: "Спрашиваю их в начале урока: кто знает столицу Бутана? Интересно же. Рассказываю, что скоро телевизором 3D уже никого не удивишь, лет через 20 будем смотреть видео в режиме ощущений, никаких проводов не будет, а стоить вся техника будет дешево, как никогда". По этому человеку явно чувствовалось, что он принадлежит к партии таких людей, как мы с физиком Гильмутдиновым, – верящих, что телепортация будет и, возможно, мы это увидим…

О министре образования

Сопровождавший меня министр образования, не сразу узнаваемый детьми, еще успевал вежливо с ними познакомиться и предлагал им получить у него справку об освобождении от уроков. Дети смотрели на него с недоумением. То ли потому, что впервые видели министра, то ли оттого, что не понимали, как умный министр может предлагать такие неправильные вещи. Министр вообще любит предлагать всякие странности. Всем, кто писал мне в блоге острые комментарии, он предлагал лично позвонить, а лучше встретиться. На вопросы о дискриминации русского языка в Татарстане он отвечал бесконечно и не утомлялся ничуть. Мы даже позвонили одной родительнице, Лидии Сафиной, которая писала мне, что ее ребенку сократили часы русского языка за счет татарского. Оказалось, что она просто складывает часы татарского языка и литературы и сравнивает их с часами русского. Министр пообещал мне, что готов лично проверить любую информацию о дискриминации русского языка в Татарстане, если вы напишете номер школы и свой телефон.

О Татарстане

Тот уровень контактов, который Татарстан установил с Сингапуром, уникален. Вряд ли сингапурский опыт можно, как кальку, наложить на всю Россию. Однако Татарстан по размерам соответствует этому "азиатскому тигру". Если в России появятся такие центры образования, как Казань, то рано или поздно вся система начнет меняться.

Понятно, что не во всех российских регионах есть деньги для такого сотрудничества. Татарстан – богатый край, но ему не завидовать надо, а радоваться, что он может стать локомотивом для других регионов, которые смогут и учиться, и конкурировать – в зависимости от своего желания и целей.

Вы спрашивали меня после первого поста из Казани, почему я хожу только в успешные школы и не посещаю школы неблагополучные. Отвечаю: я не чиновник. Если мне покажут школу, где нет теплого туалета, а в спортзале протекает потолок, я не смогу взять молоток и гвозди и все починить. Я встречаюсь с директорами и учителями школ, которые уже сегодня смогли многого добиться и стать лучшими. "Всегда будет огромная разница между теми, кто спрашивает: “Почему ничего не получается?" – и теми, кто спрашивает: "Как сделать так, чтобы все получилось?" (Бернард Вербер). Второй подход мне ближе".