В Казани Александра Сергеевича Пушкина приняли за черта

В Казани Пушкин был три дня – с 6 по 8 сентября 1833 года. Его приезд был связан с работой над "Историей Пугачева", и с целью более подробного и точного изложения событий он отправился в поездку по пугачевским местам.

Портал ProKazan.ru в этот раз узнал интересные и необычные подробности пребывания великого поэта в Казани.

1. Одна казанская поэтесса, Анна Александровна Наумова, к приезду Пушкина,

переписав свои стихи в довольно объемистую тетрадь, поднесла ему для прочтения и попросила написать что-нибудь. Пушкин под заглавием тетради "Уединенная муза Камских берегов" быстро приписал: "Ищи с умом союза, но не пиши стихов".

2. Несмотря на то, что Пушкин был уже довольно известным поэтом,

в официальной газете тех времен "Казанские губернские ведомости" не было ни слова о его приезде в Казань.

3. Существует предание о том, что на почтовой станции в деревне Лаишево смотритель не сразу дал поэту лошадей

полагая, что титулярный советник может и подождать. Фамилия "Пушкин" ничего не сказала смотрителю, более того, он поинтересовался, не родственник ли он местному помещику Мусину-Пушкину. Приезжий, просматривая рассеянно почтовые правила, висевшие на стене, быстро повернулся на каблуке к смотрителю и внушительно продекламировал:

Я Пушкин, а не Мусин,
В стихах весьма искусен,
И очень невоздержан,
Когда в пути задержан.

После чего лошади были поданы.

4. В Казани многие удивлялись длинным ногтям Пушкина.

Известный казанский ученый и ректор Казанского университета Фукс пишет, что они были длиной в полвершка (примерно 2,25 см) и после рукопожатия оставили след на руке Фукса на несколько дней. По замечанию Евгения Боброва, публициста и преподавателя философии в Казанском императорском университете, по этим ногтям одна старуха, которую Пушкин расспрашивал о Пугачеве, приняла поэта за "черта с когтями".

5. На вечере у Фукса Пушкина спросили, как ему дама,

с которой он только что долго говорил, – умна ли она? Поэт отвечал: "Не знаю, ведь я говорил с нею по-французски".

У домов, которые посещал Пушкин, разная судьба. Как писал ранее портал ProKazan.ru, дом Фуксов, где обедал поэт, заброшен. Гостиница дворянского собрания на Рахматуллина, 6, где в ночь с 5-го на 6-ое сентября остановился Пушкин, также находится в запустении. После пожара 1842 года в здании гостиницы разместилась Судебная палата. В советские годы она была признана объектом культурного наследия. В 2006 году часть жителей дома расселили по программе ликвидации ветхого жилья, однако во флигеле до сих пор живут люди. Дом Эраста Перцова на Московской улице, где также пребывал поэт, в настоящее время занимает ресторан "Перцов". На доме установлена мемориальная доска.

Портал ProKazan.ru выражает благодарность доценту кафедры журналистики КФУ, пушкиноведу Дмитрию Туманову, за предоставленную информацию. Также портал приглашает к сотрудничеству всех тех, кому небезразлична история Казани и известных людей, чья деятельность связана с нашим городом.

Использованные ресурсы: http://tatar.museum.ru/Boratynsk, http://ksu.ru/pushkin, http://tattravel.ru, http://feb-web.ru/feb/pushkin, Бобров Е.А. "А.С. Пушкин в Казани//Пушкин и его современники: материалы и исследования.".