"Я не могу жить без театра": Как молодая актриса из Казани прокладывает себе путь на большую сцену

Многие девочки в детстве мечтают стать актрисами. Что, впрочем, часто быстро проходит. На это надеялась и мама казанской девушки Марины Диновой, когда та заявила, что хочет пойти в театральное училище. Но у Марины такое желание не прошло. И она осуществила свою мечту. В чем специфика актерской профессии? Как она влияет на человека? Как и чем живут казанские театры? И как современные актеры на сцене играют самих себя? Об этом - в материале Prokazan.

“МАМА СЧИТАЛА ТЕАТР ТЕРАПИЕЙ”

Марина с малых лет ощущала в себе актерские наклонности.

“Я с самого детства постоянно кого-то пародировала. Мама как-то рассказывала мне, что однажды был такой случай. Шагает по улице старушка, которая еле-еле тащится. И я пристроилась к ней и шла рядышком, копируя ее походку. Еще я каждую неделю устраивала моноспектакли. Например, собирала разные анекдоты и играла их перед друзьями. Поэтому все говорили, что мне дорога в театральный”, - рассказала Динова.

На фото: Марина Динова. Фото предоставлено Мариной Диновой

И в то же время Марина не может сказать, что желание стать актрисой у нее появилось у нее с самого детства и не было никаких других вариантов по выбору профессии. Наоборот - первоначально (во многом под влиянием матери, работавшей учителем русского языка и литературы) она хотела стать педагогом. И в ответ на разговоры о том, что она прирожденная актриса, даже возражала, что станет учителем. Была и идея стать журналистом. И неспроста - ведь у Марины были и писательские наклонности: она писала сказки, стихи, сценарии, по которым сама же впоследствии и играла. Она даже начинала ходить на журналистские курсы. Но после того, как на первом же занятии там ей вручили две страницы сложных терминов для запоминания, интерес к пробе пера быстро пропал. Хотя дело, конечно, было не только в первом занятии - просто девочка поняла, что писать не по вдохновению, как она это всегда делала, а под какую-то определенную задачу - не совсем то, чего она хочет.

И к 11 классу у Марины в голове уже само собой созрело твердое решение учиться на артистку. Реакция близких была вполне предсказуемой.

“Члены моей семьи отнеслись к моему выбору довольно скептически. Когда я в 9 классе сказала. что хочу быть актрисой, бабуля сказала как-то так: “Это какая-то непонятная профессия. Что это такое?”. А мама считала театр своего рода терапией и что это со временем проходит. Что ребенок наиграется в детстве и потом уже оставит мысли об актерской профессии. А я всегда думала: “Как это - терапия? Нет, не пройдет”. Помню, как-то в гостях тетя спрашивает у меня, кем я хочу стать. Отвечаю, что актрисой. А мама смеется и говорит: “У нее это пройдет”. Но в итоге не прошло”, - улыбаясь, говорит Марина.

ПРОВАЛИЛИ ОДИН ТУР – ИДУТ НА СЛЕДУЮЩИЙ

Изначально Марина хотела поступить в театральное училище. Ходила на платные подготовительные курсы при заведении, проводящиеся раз в неделю. Но не сложилось. Первый тур девушка прошла успешно. Более того, ее даже похвалили за декламацию стихов. Марина срезалась на втором туре. Камнем преткновения стал экзамен по танцу. На курсах учащимся говорили, что к нему необязательно специально готовить номер и достаточно будет импровизации под музыку. Марина понадеялась на импровизацию, а потом пожалела об этом. Естественно, те, кто ограничился ею, смотрелись менее выигрышно на фоне подготовивших танцевальный номер, говорит артистка. Неудача с экзаменами стала серьезным ударом для девушки.

«В тот момент жизнь просто рухнула для меня», - говорит Динова. – «Я не представляла, что можно пойти куда-то еще, кроме училища. Там была такая хорошая, теплая, дружеская атмосфера».

Фото: vuzomaniya.ru

Но нужно было жить дальше. И Марина пошла в Институт культуры, благо что вступительные испытания проходили там позже, чем в театральном училище. И ее приняли. С одной стороны, девушка на этот раз была лучше подготовлена – отрепетировала цыганский танец для экзамена. С другой стороны, туда и поступить было проще – конкурс был не очень высокий. По словам Диновой, сдавали экзамен 40 – 50 человек, из них отобрали группу в 18 человек. А в театральном училище конкурс был на уровне 5 человек на место – из около 115 претендентов отобрали 20 – 25 человек. Вообще, как известно, театральное училище в Казани более популярно среди желаюших стать актерами, нежели Институт культуры. По мнению Диновой, это можно легко объяснить, если быть в курсе специфики театрального образования в училище и в вузе.

«В училище ты целенаправленно занимаешься профессией. Там больше часов актерского мастерства, профессиональных дисциплин. Там можно находиться хоть сутками. А институт предполагает еще и общее развитие. Поэтому там очень много разных, дополнительных предметов, которые в училище не дают. И жестче рамки. Так, например, нам нельзя там было оставаться позднее 8 часов вечера. Порой не было возможности подольше репетировать из-за того, что были заняты аудитории. Институт дает больше общего образования, а в училище сфокусировано на студенте как на актере», - рассказала Динова.

Поэтому все рвутся в первую очередь в театральное училище, причем некоторые - так настойчиво, что приходят даже, если провалили один из туров. Так, например, после проваленного экзамена Марина случайно пересеклась с одной из девушек, которая, как и она, не прошла второй тур. Это не помешало ей пойти на третий. И самое интересное – что ее в итоге взяли.

«В театре очень важно быть упорным, настойчивым. Не прошел – все равно приходи, если хочешь. Добейся. Скажи: «Я все равно буду». И это работает», - отмечает Динова.

В Институт культуры Марина поступила уже на режиссуру. Но специализация была широкой – выпускники могли работать и актерами. В какой-то момент учебы она поняла, что режиссура – это даже лучше. Потому что актер - очень зависимая профессия. А у режиссера уже развязаны руки для того, чтобы делать все то, что он хочет.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Творческий путь Марины Диновой был непростым, с резкими непредсказуемыми поворотами из одной стороны в другую. Вначале она решила все-таки пойти по актерской стезе. После училища девушка устроилась в детский театр. Но через полгода перегорела к своему делу и решила уйти из профессии. В течение двух лет она не работала актером. Выучилась на художника-оформителя и работала им. Но потом поняла, что все-таки не может без театра.

«В какой-то момент я осознала, что не могу жить без театра», - говорит Марина. – «Мне очень сложно находиться в замкнутом пространстве. Я поняла, что начала отстраняться от людей, уходить в себя. Я еще тогда сильно заболела. Это все вместе сошлось. И я поняла, что пора возвращаться».

Тогда Марина устроилась в ТЮЗ на должность педагога – организатора (сотрудника, занимающегося организацией различных мероприятий). Потом плавно перешла на должность помощника режиссера. Работала там также звукооператором, сурдопереводчиком. А потом ей захотелось начать какое-то свое дело, и с 2020 года она открыла собственный проект

«У НАС В ЖИЗНИ ВСЕ ИДЕТ ДРАМАТУРГИЧНО»

Театр Марины называется «Театр фабрика». Там показывают не классические спектакли, а спектакли в стиле story-telling. Это особый вид театрального искусства. Актеры рассказывают свои собственные истории на какую-то определенную тему. Которые складываются в единый спектакль. Так, например, однажды Марина поставила спектакль под названием «Счастье». Одна девушка рассказала, как ей удалось победить рак. Другая – о том, как она уехала работать аниматором в Турцию и пахала там без выходных. И когда она выдержала, не сломалась, не бросила эту работу и наконец получила долгожданные свободные дни, то и испытала то самое ощущение счастья. Один молодой человек рассказал про поход. Они попали под дождь, долго не могли найти дорогу, но в итоге все прошло благополучно. В этом спектакле вырисовывается одна общая идея – ощущение счастья приходило после пережитых бед, неудач, неприятностей.

На фото: Марина Динова. Фото предоставлено Мариной Диновой

Работа в story-telling строится так. Актеры присылают Марине свои рассказы – в виде диктофонной записи или же в виде текста. Режиссер их проверяет, решает, что с ними делать, и затем уже актер учит свою историю. Многие оформляют запись в виде текста для себя. В принципе, этот этап необязателен, но чтобы работать с рассказом устно, нужно иметь хорошую память, говорит Динова. Большое значение здесь имеет режиссура. Есть истории, которые нуждаются в доработке. После которой они воспринимаются совершенно иначе.

«Корректируется история чисто вопросами. Наша жизнь очень художественная. Бывает слышишь историю и понимаешь: что в ней не то. И тогда ты говоришь: «Расскажи мне, что здесь было». И человек рассказывает и все складывается. Поэтому если история кажется нехудожественной, некрасивой, человек просто недоговорил. У нас в жизни все идет драматургично. Но story-telling предполагает еще немного фантазии. Можно и даже нужно немного приукрасить», - рассказала Марина.

Причем story-telling – это не обязательно демонстрация своей истории. Это может быть и пересказ какого-то чужого рассказа, но со вставками каких-то своих мыслей, в какой-то немного подаче.

И этот жанр обязательно предполагает взаимодействие со зрителями. Чаще всего вопросы задаются им всем, но бывает, что и какому-то конкретному человеку из зала. А еще иногда зрителям предлагается рассказать свою собственную историю.

Помимо «Театра Фабрики» story-telling занимается известная казанская театральная площадка «MOÑ». Это одно из тех мест, где в Казани наиболее ярко представлены современные веяния в театральном искусстве, отметила Динова. К таким театрам относится также камерный театр «Театр. Акт».

Сейчас Марина учится на курсах playback-актера. В этом направлении актеры изображают на сцене те истории, которые просят зрители. В планах у Диновой – в дальнейшем работать и в том числе направлении play-back.

ТРУППА

На данный момент в состав труппы «Театра Фабрика» входят 10 человек. В основном это люди в возрасте от 18 до 40 лет, но есть и более старшие участники. Как правило, это люди, не имеющие театрального образования, но прошедшие курсы актерского искусства, которые ведет Динова.

Многие участники труппы работают где-то в другом месте, поэтому репетиции проходят по вечерам и в выходные. Но те актеры, которые свободны в дневное время, иногда собираются и днем. Постановки театра проходят пару раз в месяц. Билеты на них стоят 500 рублей.

"АКТЕРСТВО ДАЕТ ТЕБЕ МАСКУ: ТЫ СТАНОВИШЬСЯ УВЕРЕННЕЕ"

Работать актером совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд, говорит Марина. Проживать сильные эмоции, пусть даже только на сцене, - это большой труд. Который может отнимать у человека силы и расшатывать его в эмоциональном плане. Особенно это характерно для русской драматической школы ( за границей, по словам Диновой, актерская игра больше опирается на технику, нежели на прочувствование роли).

Фото: Vplate.ru

«После спектакля актер часто ощущает опустошение. Потому что ты уже все выплеснул, все отдал на сцене. Ведь в театре ты делишься своей энергией – вкладываешься в зрителя, в партнеров. Кроме того, нужно постоянно выводить себя на эмоции – ты становишься немного шатким в этом плане», - поделилась Марина. – «Поэтому многие актеры эмоционально неустойчивы и боятся, что если будет себя собирать в жизни, то не смогут собрать на сцене».

Вместе с тем, профессия актера и очень много дает человеку, помогает ему раскрыться и приобрести уверенность в себе.

«Ты становишься более уверенным, учишься играть в тех ситуациях, когда тебе неловко. Вообще говорят, что в актерскую профессию часто приходят люди, у которых проблемы - проблемы с общением или они бегут от жизни. И актерство дает тебе маску: ты начинаешь общаться с людьми, становишься увереннее. Учишься подавать себя. Кроме того, актерская профессия даже помогает лучше понять самого себя», - говорит Марина.