Столица горящих трамваев: почему в Казани горит общественный транспорт и стало ли меньше пожаров?

В конце прошлого года из-за участившихся случаев возгорания в общественных транспортах столицу Татарстана негласно назвали столицей горящих трамваев. Какое-то время это был скорее локальный мем, который оставался предметом шуток больше для самих казанцев. Но после того, как масштабы пожаров постепенно начинали поражать воображение, «гордое» звание столицы вышло и на федеральный уровень.

Одним из тех, кто осветил эту проблему на обозрение всей страны стал журналист Илья Варламов, раскритиковавший год назад МУП «Метроэлектротранс». И было за что: за осень и начало зимы 2020 года в Казани с участием трамваев и троллейбусов произошло 12 происшествий разной степени опасности (не считая наездов на пешеходов, которые чаще связаны с ошибкой водителя, чем с технической неисправностью). А чуть позже с изображением горящих казанских трамваев даже появились сувениры.


Фото: Пыхтящий Билли / ВК

Почти сразу после этого пресс-служба мэрии города выпустила заявление, что на транспортных предприятиях Казани были завершены технические работы по обеспечению пожарной безопасности в автобусах и трамваях. Так, были заменены моторы, вентиляторы отопителей, аккумуляторные батареи, а также электропроводки в месте соединения отопителей и предпускового подогревателя. А через несколько месяцев в МУП «Метроэлектротранс» произошла смена генерального директора. В общем, разбор полетов произошел самый что ни на есть серьезный.

Стало ли после этого лучше?

В нынешнем году ситуация с пожарами в общественном транспорте заметно улучшилась. Нет-нет, случались разовые возгорания, но все же они уже не имели такого характера, что раньше.

5 января - Сибирский тракт


Фото: ИА "Татар-информ"

Ждать первого инцидента долго не пришлось. Уже утром 5 января под мостом на Сибирском тракте загорелся трамвай. По предварительной причине пожар произошел из-за неисправности приборной панели прямо во время движения.

Огонь был потушен самостоятельно до приезда пожарных. Никто из пассажиров трамвая не пострадал.

2 апреля - Дементьева

Следующий пожар в трамвае состоялся почти через 4 месяца на улице Дементьева. Как сообщили в МУП «Метроэлектротранс», причиной возгорания стал посторонний провод, заброшенный неустановленным лицом на электролинию, за который зацепился пантограф трамвая. Это привело к замыканию.

Никто из пассажиров не пострадал. Люди покинули транспорт самостоятельно.

5 июля - Аделя Кутуя

Сразу два автобуса подверглись возгоранию 5 июля на улице Аделя Кутуя. На место выехали два пожарных расчета, возгорание было локализовано на площади 20 квадратных метров через 17 минут. В результате никто не пострадал.


Фото: Татарстан-24

Чуть позже в МЧС отметили, что автобусы ранее сняли с регистрации, их готовили к утилизации. Также транспортные средства были не на ходу.

11 сентября - Сибирский тракт

Казанские автобусы горят не так часто, как рельсовые собратья, но периодически встречается и такое. На остановке Пионерская вспыхнул один из автобусов, после чего запах от задымления стоял чуть ли не на весь Сибирский тракт.

Отмечается, что пожарные быстро справились с возгоранием. Пострадавших нет.

6 декабря - Мулланура Вахитова

Самый свежий пример. В Казани на остановке Мулланура Вахитова загорелся троллейбус маршрута №1. Вокруг троллейбуса начала образовываться туча из густого дыма. По предварительным данным, причиной возгорания стал перегрев тормозных колодок.

P.S. В пресс-службе МУП «Метроэлектротранс» прокомментировали инцидент: "Как такового возгорания не было, а произошло лишь самоторможение, из-за чего пошел дым от колодок. После остужения, троллейбус продолжил движение по маршруту. Специалисты выехали на проверку машины, после чего отпустили ее на линию".

Все пассажиры общественного транспорта были высажены на остановке. О пострадавших не сообщается.


Фото: Prokazan

Фактически - это самые громкие и нашумевшие инциденты, связанные с возгораниями казанских общественных транспортов в этом году. Если учитывать, что только за конец прошлого года подобных инцидентов случилось в 2-3 раза больше, то можно говорить, что перемены в «Метроэлектротрансе» пошли на пользу. Но надолго ли?

Казанские чиновники давно стремятся популяризовывать общественный транспорт и пересаживать горожан с автомобилей на автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. Однако, одним только заявлением, что пожаров стало меньше, людей с машин не пересадишь, нужны более глобальные реформы. Не зря же за 3 последних года в Казани проезд дорожал трижды.