«Мы оказались заложниками войны»: В Казани жителям деревни перекрыли единственную дорогу

«Видимо, нас решили взять измором. Мы в блокаде», — так говорят о себе жители одного из поселков Казани. В июле этого года решением акционерного общества «Транснефть-Прикамье» была перекрыта единственная дорога, ведущая в их деревню. Решение объяснили просто: проезд небезопасен из-за находящихся под землей магистральных нефтепроводов. Шестьдесят человек остались без возможности попасть домой. Чтобы хоть кто-то из высокопоставленных чиновников услышал мольбы жителей о помощи, им потребовалось более трех месяцев и десятки обращений, среди которых есть даже письмо к президенту. Нет, не татарстанскому. К Владимиру Владимировичу Путину.

«Мы обращаемся к вам, Президенту Российской Федерации, с просьбой, с криком о помощи», - говорят они в снятом видеоролике.

Чтобы понять ситуацию, корреспондент ProKazan.ru пообщался и с самими жителями, и с компанией «Транснефть-Прикамье». О том, кто оказался виноват в этой ситуации и почему она привела к таким затяжным решениям, вы можете рассудить сами, услышав обе позиции.

«Ни газа, ни дороги»: Поселок оказался полностью отрезан от мира

Ни для кого не секрет, что люди, проживающие в деревне, часто оказываются оторваны от цивилизации. Казанцы считают, что наша республика не стремится заботиться о жителях деревень. Об этом говорят данные проведенного опроса.

Татваленка, та самая деревня с перекрытой дорогой, вполне вписывается в эту картину. Территориально поселение находится в лесу. Здесь нет магазинов, аптек, пунктов медицинской помощи. Сюда не ходит общественный транспорт, нет газа. Несмотря на это, в деревне проживают более 60 человек, среди которых много пенсионеров, есть инвалиды и семьи с маленькими детьми. После 16 июля, когда «Транснефть-Прикамье» запретила проезд по дороге, жители оказались отрезаны и от служб экстренной помощи, которые однажды могут спасти кому-то жизнь.

Елена проживает в деревне уже много лет. Она рассказывает, что в конце июля ее маме, престарелой женщине с больным сердцем, стало плохо, однако получить помощь медиков удалось не сразу: скорая просто не могла проехать к пострадавшей.

«Моей маме 82 года, давление скачет. В 21:00 я вызвала помощь. Мы почти час вели переговоры с фельдшерами скорой помощи. Они не могли проехать из-за ограждения. Мне было предложено транспортировать маму любым образом до шлагбаума. Напомню, вечернее время, расстояние до перекрытия — 800 метров, может, даже километр. При всем этом мама у меня не передвигается самостоятельно. Предложили отказаться от вызова. Очень убедительно просили, но, естественно, я не согласилась. Тогда предложили вызвать санавиацию или МЧС. В итоге только через час сотрудники пересели в машину охраны, и те доставили их к моей маме», — возмущается жительница.

«А мы и не знали, что вы здесь находитесь»: Как появились насыпи, охрана с автоматами и бетонные плиты

Потеря дороги, единственного способа сообщения с Казанью, в состав которой входит деревня, стала для жителей полной неожиданностью.

«Никакого предупреждения не было, — рассказывает женщина. — В один день нам просто сказали, что техника приехала, чтобы организовать насыпь. Мы, не понимая в чем дело, этот вал потом просто разровняли. Но на их место почти сразу кто-то положил бетонные плиты. Их мы тоже разобрали, потому что нам никто ничего не объяснял. Не знаю, может там "Брайт Парку" (это ЖК, который находится по соседству с деревней и общей дорогой с которым пользуются жители, — прим. ред.) все рассказали, мотивы поступка, например, но нам, жителям Татваленки, никто ничего не говорил. Мы откуда должны знать? В общем, потом пришли какие-то служащие из "Транснефти-Прикамье", удивлялись: "Ой, а мы и не знали, что вы здесь находитесь!" А на следующий день приварили металлические ограждения! Я вообще считаю, что это хамство. Прийти, посожалеть, а потом поставить ограждения! Мы еще сначала оставляли машины около шлагбаума и шли до домов пешком. Но в августе на дороге установили отбойники, и эту дорогу полностью закрыли. Мало того, они еще поставили охрану с автоматами! Почти два месяца круглосуточно эта военизированная охрана стояла».

Елена уточняет, что этим маршрутом жители пользовались не одно десятилетие. Дорога была здесь еще до появления всех застройщиков и нынешних владельцев земли.

«Дорога существует с 60-х годов. В нашем поселке, еще когда было простое подсобное хозяйство, существовал комбинат. В этой местности также находились детские лагеря и выездной детский сад. Эта дорога уже тогда существовала. Более того, раньше, когда не было трассы Габишево-Орловка, некоторые автобусы до дальних участков проходили именно по нашей дороге, — поясняет местная жительница. — Потом старый застройщик сделал очень хороший асфальт, ведущий к "Ясной поляне" (неудачный проект строительства коттеджного поселка, на месте которого после прихода нового застройщика в 2018 году стали возводить "Брайт Парк", - прим. ред.), но так как мы их соседи, нам тоже было удобно ездить. А вот сейчас перегородили!»

С таким решением жители не хотят мириться. Первый вопрос — почему раньше при такой угрозе для безопасности им позволяли пользоваться дорогой свободно?

«Сейчас, насколько я понимаю, причина, по которой закрыли дорогу, — чуть ли не техногенная катастрофа. Однако почему этот вопрос возник вдруг только сейчас? Я вот лично думаю, что это из-за смены владельца. Я так понимаю, что "Транснефть-Прикамье" просто воюет с "Брайт Парком", а мы оказались заложниками этой войны. "Транснефть-Прикамье" говорит, что "Брайт Парк" перегоняет через этот участок большегрузы со строительными материалами. Поэтому и перекрыли — якобы большая строительная техника продавит трубы, есть угроза. Но когда в прошлом году застраивалась "Ясная поляна", техники было гораздо больше! Строили школу — был огромный поток машин. Почему-то тогда "Транснефть-Прикамье" не задумались об угрозе. В конце концов, можно поставить шлагбаум с высотой, чтобы проезжали легковые автомобили и не проезжали грузовики и техника. Раз причина именно в этом, почему бы так не сделать?» — негодует она.

Несмотря на то, что «Транснефть-Прикамье» предложили другой путь, в действительности это даже не дорога — просто колея с ухабами на несколько километров в обход перегороженного участка. Жители в ответ на это «предложение» практически смеются.

«Да, нам предлагают дорогу. Они даже придумали специально слово — "альтернативную". Но извините, эта альтернативная дорога — это не дорога. Это наезженная колея в поле, ее размывает при дожде, а при снеге я просто не представляю, как добираться! Есть еще одна одна похожая дорога — через "Брайт Парк". Она проходит через строительную площадку. Но это тоже не дорога! Там грузят, там строят. Там страшно проезжать!" — делится Елена.

Экологическая безопасность или самоуправство: ответ компании

Корреспондент ProKazan.ru отправил в «Транснефть-Прикамье» запрос с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Они подтвердили, что решение перекрыть дорогу было необходимо из-за небезопасности проезда, пролегающего по трубопроводам. Такая ситуация сложилась после возобновления строительства.

«До 2020 года движение по проезду, в основном, осуществлялось жителями на личном автотранспорте. После возобновления строительства коттеджного поселка "Брайт Парк" наблюдалось постоянное перемещение большегрузной строительной техники застройщика через переезд магистральных нефтепроводов. В этой связи было принято решение о закрытии переезда через магистральные нефтепроводы в целях соблюдения экологической безопасности и исключения вероятности причинения вреда жизни и здоровью граждан», — сообщили в компании.

На вопрос о том, почему прежде был разрешен свободный доступ к участку дороги, компания также пояснила: проезд был проложен предыдущим застройщиком (еще при строительстве «Ясной поляны», — прим. ред.) с нарушениями требований градостроительства и без учета соблюдения технических условий при переезде через магистральные нефтепроводы. Именно поэтому, по их словам, ездить по дороге нельзя.

«Замкнутый круг»: Жители написали 13 обращений к местной власти, но везде получили «отписки»

Ответ «Транснефть-Прикамье» не утешает жителей Татваленки. Им нужен проезд, доступ к домам, возможность не бояться, что скорая и другие службы экстренной помощи просто не смогут до них добраться. Они уже написали множество обращений к местным властям: три коллективных обращения к Президенту РТ Рустаму Минниханову и три — к прокурору РТ Илдусу Нафикову. Еще по одному обращению они составили к Главному федеральному инспектору РТ Виктору Демидову, премьер-министру РТ Алексею Песошину, Председателю Госсовета РТ Фариду Мухаметшину. К мэру Казани Ильсуру Метшину обратились дважды, как и к Генеральному директору «Транснефть-Прикамье» Роберту Ганиеву, однако никто из этих лиц не обратил внимания сельчан.

«Мы писали везде. Отовсюду идут "отписки", что участок дороги принадлежит Лаишевскому району, обращайтесь туда. А из района тоже приходит "отписка". Замкнутый круг!» — комментируют жители.

Первые сдвиги по делу произошли пару дней назад. Следственный Комитет РТ сообщил, что просьбы жителей были услышаны, — в правоохранительных органах завели уголовное дело с дальнейшим расследованием.

«По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан была проведена доследственная проверка, по результатам которой возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ч. 1 ст. 330 УК РФ (самоуправство). В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. Расследование уголовного дела продолжается», — сообщили в ведомстве.

Поменяют это что-то для жителей или нет, пока неизвестно. Однако они рады даже тому, что их услышали. И какой бы хорошей не была новость, она показывает, насколько большой в России, и в Татарстане в частности, разрыв власти с людьми.