«На грани жизни и смерти». Казанский экстремал едва не погиб в небе над Турцией

На прошлой неделе в Мензелинском районе РТ случилась страшная трагедия: два парашютиста во время выполнения одиночных прыжков столкнулись друг с другом и погибли. Они были профессиональными спортсменами, имели около 600 прыжков в активе. Двумя неделями ранее произошел другой инцидент с казанским экстремалом, о котором стало известно только сейчас.

4 мая Николай Макулов в компании других пилотов поехал на традиционные для этого времени года полеты в турецкий город Олюдениз. Это место популярно среди парапланеристов со всего мира. В первый летный день Николай попал в серьезное авиапроисшествие: его летательный аппарат сложился в воздухе и рухнул на землю, пилота спас запасной парашют.

Олюдениз – это курортная деревня на юго-западном побережье Турции. Над деревней возвышается гора Бабадаг, особенно популярная среди любителей парапланов. Из деревни Олюдениз берет свое начало Ликийская тропа – протяженный маршрут, который проходит через всю страну.

Николай воссоздал хронику этого дня и поделился невероятной историей своего спасения с корреспондентом ProKazan.ru.

Падение

- 4 мая утром я прилетел в Олюдениз. Рейс был ночной, поэтому сразу после аэропорта решил немного вздремнуть. Короткий двухчасовой сон чуть взбодрил меня, и я поехал на гору.

Там уже летали пилоты, но не выше 1700 метров. Старт штатный, сразу попадаю в термик. Весьма мягко и широко. Набираю над промежуточным стартом, все ровно, все прекрасно. Чувствую себя крутым пилотом в отличие от ниже висящих. Поднимаюсь на высоту 2200 метров.

Через минуту попадаю в сильный поток ветра, получаю сложение параплана, правая половина крыла путается в стропах и начинается сильное вращение с потерей высоты. Примерно три оборота боролся, пробовал остановить вращение, но безрезультатно. Понял, что пора браться за запаску.

Запаска вышла легко, но, как назло, залетела в стропы. Я вытащил скомканную запаску из строп и где-то пару секунд растряхивал (как это обычно бывает, с нецензурными выражениями). Запаска была раскрыта и, выдохнув часть адреналина, я посмотрел вниз и понял, что все только начинается.

На грани жизни и смерти

- Я спустился на неуправляемой запаске на скалы, но она решила продолжить свою веселую игру под названием «давай убьем тупого хозяина». Запаска не собиралась за что-то цепляться, а напротив, раздулась как рыба-ёж и тянула в противоположную от горы сторону, то есть в пропасть. Остановился я за считанные метры до обрыва.

- Свернув запаску, сняв подвеску и отстегнув крыло, я сложил все это хозяйство в рюкзак. Параплану сказал спасибо. Он погиб достойно, не в тряпках для пола, а как флаг для напоминания, что полеты опасны, и нужно считать, думать, смотреть, изучать, спрашивать, мыслить критически и многое-многое другое, чтобы летать безопасно.

Попытка выбраться самостоятельно

- Следующая часть пошла по глупейшему сценарию: я решил, что надо выбираться самому. Неудачное движение и рюкзак со всем снаряжением улетел вниз метров на 150-200.


Кружочками выделено потерянное снаряжение - на скале и сыпухе

- Я попробовал спуститься. Пошатываясь на ненадежных камнях, добрался до отвесной стены – дальше идти было некуда, пришлось карабкаться наверх. Но спустя 100 метров, понял, что заперт – там была очередная стена.

Спустившись на более-менее удобную площадку, решил связаться по рации с другими пилотами и попросить помощи. Связь была плохая, рация почти не ловила, поэтому пришлось звонить местным спасателям.

Счастливое спасение

- Около часа я сидел на уступе, как отец Федор из «12 стульев», правда без колбасы и воды. Очень хотелось пить. Начало темнеть. Полетели какие-то мухи, по мне прополз паук. Мимо пролетела стайка летучих мышей и вот оно чудо, мне сверху крикнули:
- Донт паник! Ю окей?
- Ес, айм окей, айм нот паник! Ай вэйт!

Минут через 40 я увидел двух спасателей, спускавшихся по расщелине. Они напоили меня, надели подвеску, прикрепили и начали поднимать. Все это заняло около получаса.

Наверху нас ждали две машины спасателей, телевизионщики, одна «скорая» и человек 30 зевак. Такого теплого приема я ранее не встречал. Меня напоили, пытались накормить, дали сигарет. В «скорой» проверили, все ли в порядке, мерили давление, щупали всякие позвоночники, суставы, шею. Спросили не отвезти ли меня в больничку, но после визуально контроля убедились, что я цел.

- Спасатели сказали, что я «лакки мен». Отвезли в Олюдениз к отелю. Пока ехали, все пихали воды, еды. Мне было так неудобно, что напряг их, причем денег они за свою работу не взяли, хоть я и настаивал. Как оказалось, спасательные работы в Турции бесплатные.

На вопрос корреспондента ProKazan, изменил ли этот случай его отношение к полетам, Николай ответил, что однозначно да.

- Изменил, причем не только к полетам, а к жизни в целом. Сейчас сомневаюсь, продолжать ли мне свою летную карьеру.

За комментариями мы обратились к известному казанскому парапланеристу Олегу Ямпольскому, который в это время тоже находился в Олюденизе. По его мнению, причиной инцидента стали неправильно выбранные погодные условия.


Олег Ямпольский

- Казанцы летают в горах редко. У нас нет достаточного опыта для самостоятельных полетов в горной местности. В тот день на высоте выше 1700 метров был сильный ветер. Николаю не повезло, он попал в срез ветра. А там турбулентность может быть очень сильная. Пилот недооценил погодные условия, за что и поплатился. Ему очень повезло. Это скорее случайность, что он остался в живых - рассказал Олег.

На вопрос о количестве таких случаев среди казанских парапланеристов, Олег ответил, что эти инциденты крайне редки.

- У нас по Поволжью это первый случай применения запасного парашюта. В Олюденизе в мае съезжаются пилоты со всего мира, но подобных инцидентов не было.

Напомним, ранее мы писали материал о казанской тусовке парапланеристов, в котором главный герой Олег Ямпольский рассказал о полетах, неприятных ситуациях в воздухе и личных рекордах.