Блоги ProKazan.ru: почему казанские музеи остались в прошлом и как нужно их изменить?

Сегодня главный по рубрике «Б​логи» - редактор газеты «Город» и портала 7Kazan.ru - Светлана Михайлова.

Я очень люблю ходить в театры, музеи, на выставки и всегда радуюсь, когда в городе появляется что-то новое, где можно окунуться в атмосферу искусства. К сожалению, в Казани таких мест можно пересчитать по пальцам и они нуждаются в глобальном обновлении.

Большинство считают, что музей — самое скучное место в городе, куда заглядывать стоит в последнюю очередь, если ты не турист. Для них — это пыльные экспонаты, старинные паркеты и мрачные залы. Казалось бы в городе существует музей современного искусства, однако туда ходят те, кто хоть как-то понимает или старается его постичь. В других городах России и всего мира давно забыли о стереотипе, что в музеях скучно.

Оторванность Казани от российского культурного развития, чувствуется особенно сильно, после того как в Москве появились такие крупные музеи такие, как Пушкинский, Политехнический и Третьяковская галерея пережили глобальную реконструкцию, открылся Еврейский музей. Эти места - хороший пример того, каким в сейчас должен быть музей. В Казани же до сих пор не представлены такие креативно-культурные кластеры. Наши музеи - это стена, картина, музейная бабушка под ней, но такой формат давно изжил себя. Во многих казанских музеях посетителям не то что трогать экспонаты, их даже фотографировать запрещено.

Еще одна проблема местных музеев связана с их закрытостью, неудобством для посетителей. Часто там трудно сориентироваться, найти вход и выход, билетные кассы, верно выстроить маршрут для осмотра экспозиции. Большинство музеев открыты до 18:00, хотя в это время люди только освобождаются с работы.

К примеру, в парижском Лувре по всему музею расположены: 5 ресторанов, 13 кафе на разный кошелек, книжные магазины, где один - для детей, мастерские для творчества, художественная школа, и конечно, на каждом этаже туалеты и комнаты матери и ребенка. Просто места для отдыха. Так, чтобы в музее можно было с легкостью провести весь день. Взять наш Национальный музей, к примеру, или центр Эрмитаж, на все здание один буфет и туалет и то - в плачевном состоянии. И даже небольшой рост популярности музея - приводит к коллапсу.

Не добавляют привлекательности и экскурсоводы, которые монотонно произносят свой текст и не пытаются взаимодействовать со слушателями. Важно, чтобы человек, попадая в музей, чувствовал, что его ждут. Сейчас это не всегда так. После открытия выставки ничего не происходит — нет никакой дискуссии, никакого общения со зрителями. Это выставки ради выставок, какими бы замечательными они ни были. Город нуждается в открытых площадках, где люди будут учиться критически мыслить — и по поводу искусства, и по поводу жизни.

Как должен выглядеть современный музей

Приведу примеры, чему стоило бы поучиться нашему городу у Москвы. В отпуске я побывала в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, который меня очень впечатлил. У многих людей сразу возникает ряд предрассудков на эту тему: «Зачем нам идти и узнавать историю евреев?» — это самый первый и главный вопрос, который, наверняка зададут про себя читатели. Я считаю, что для того, чтобы делать выставки искусства, необязательно знать его национальность.

Первое, что меня удивило - коллекция музея основана на не артефактах, а на интерактивных гаджетах. В России подобных музеев нет. Привычные витрины с фотографиями и документами уступают в нем место интерактивным экспонатам, повествующим о том, как и почему менялась еврейская жизнь. На огромной территории представлена экспозиция, рассказывающая об истории еврейской общины в России, расположены 4D-кинотеатр, библиотека, Центр толерантности, детская студия, сувенирная лавка и кафе с кошерной едой.


Прежде чем перейти к экспозиции, посетителям предлагают просмотреть 4D-кино о возникновении еврейского народа. Фильм начинается со сцены сотворения мира и заканчивается возвращением евреев на землю обетованную. Пятиминутное видео сопровождается неожиданными эффектами — укусами насекомых во время сцены одной из казней египетских, потоками воды во время Всемирного потопа.


Основу музея составляют интерактивные гаджеты: например, свиток Торы оказывается компьютером и сам переводит указанное место в тексте. На воссозданной базарной площади еврейского городка стоит бочка, в которой можно увидеть старинные фотографии, а если провести по интерактивной глади воды рукой, фотография сменится другой.

Экспозиция музея расположилась во множестве залов, каждый из которых посвящён определённому периоду жизни евреев в России. Обособленная жизнь евреев до XVIII века представлена в виде городка, где есть синагога, базарная площадь, школа и, конечно, домашнее застолье. Практически все экспонаты можно трогать, за столами разрешают сидеть, причём большинство предметов откликаются на прикосновение: играет еврейская музыка; семья читает молитву над чашей вина, если к ней притронуться; городок говорит множеством голосов.


Время первых переселений евреев представлено в виде кафе на железнодорожной станции, период революции — в виде зала с авангардными наклонными колоннами. Один из самых впечатляющих — зал, посвящённый истории Великой Отечественной войны. На огромном экране транслируются видеозаписи с рассказами людей, переживших войну. Они говорят о концлагерях, о братских могилах, из которых им удалось каким-то чудом выбраться, и, конечно, о Дне Победы. Рассказы перемежаются кинохроникой военного времени.

Вывод

Раньше мы воспринимали музей как большой ангар, в который сваливают разные вещи, большие и маленькие, и пишут под ними таблички, объясняя, что это за вещь, музей современный – это экскурсии-сенсации. Два часа жизни, похожие на фильм или спектакль. Человек должен быть увлечен, его должны куда-то вести, манить, что-то рассказывать новое и, испытав это, он должен выйти взволнованным, наполненным, готовым к переосмыслению. сделать так, чтобы человека погрузить в среду, дать ему услышать, почувствовать, а не просто передать информацию – вытащить эмоцию. В последние годы музеи во всем мире постепенно превращаются в мультимедийные центры, арт-клубы, которые объединяют любителей самых разных форм искусства. И если в 60-е годы идея потрогать экспонаты, казались кощунственной, то сейчас подобная практика – в порядке вещей.

Сейчас меняются формат и требования для вовлечения посетителей в изучение окружающего мира при посещении культурных и туристических объектов. Поколения, родившиеся и растущие в информационной среде, привыкли изучать мир, непосредственно взаимодействуя с ним, быстро получая интересующую информацию и желая иметь возможность фиксировать события для размещения в соцсетях. В связи с этим, повышается потребность в новых инструментах для аудитории посетителей объектов культуры и туристов — пользователей смартфонов и планшетов. Именно поэтому в наши дни музеи все чаще организуют на своей территории интерактивные проекты: инсталляции, компьютерные классы, презентационные пространства. Но этим уже не удивить требовательную аудиторию. И пока специалисты решают, как реформировать структуру в целом, - казанские музейные экспозиции тем временем продолжают утрачивать свою актуальность.

Конечно, тупое тупое копирование мест, пользующихся популярностью в Москве, приведет, скорее всего, к жалкому прозябанию и, в конце концов, к закрытию. Подобные проекты должны делать местные лидеры, разбирающиеся в специфике, имеющие большие связи в культурной тусовке.

А как вы считаете, как можно было бы улучшить казанские музеи и что вы хотели бы видеть после трансформации?