Ректор КФУ рассказал о самых популярных направлениях вуза и бесплатной учебе за рубежом

Какие специальности были востребованы в КФУ в прошлом году? Как вы считаете, на какие в этом году будет больший спрос?

- В ходе прошлогодней приёмной кампании всего в Казанский федеральный университет с учетом институтов в Елабуге и Набережных Челнах на 1 курс бакалавриата и специалитета на «бюджет» поступило 3 639 человек. Вместе с «контрактниками» поступивших в 2016 году 11 341 человек. При этом поданных заявлений было, конечно, гораздо больше – их количество на все формы обучения приблизилось к 60 тысячам.

Одни из лидеров абитуриентского «спроса» - «Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Геология»

Если говорить о безусловных лидерах абитуриентского «спроса», то по итогам приёма – 2016 можно выделить сразу несколько таких направлений. Во-первых, это вполне традиционные «Экономика» - один из ведущих профилей Института управления, экономики и финансов, куда подали 2396 заявлений, - и «Юриспруденция» на юридическом факультете, где захотели учиться 2075 человек. Стабильно высокий интерес абитуриенты проявляют к лингвистике – в 2016 году в Институте международных отношений, истории и востоковедения зарегистрировали 1902 поданных на это направление заявления. Также в числе самых популярных – «Менеджмент» (ИУЭиФ, 1881 заявление) и «Государственное и муниципальное управление» (ИУЭиФ, 1561 заявление). Как видно, гуманитарные специальности из года в год не теряют своей востребованности, поэтому мы с большой долей вероятности ждем не меньшего спроса на них и в этом году.

С другой стороны, все большее количество абитуриентов привлекают программы естественнонаучного профиля. Например, в Институт геологии и нефтегазовых технологий на специальность «Геология» мы зафиксировали 1609 поданных заявлений – это в пятерке самых востребованных направлений! Много желающих поступить было и в Институт фундаментальной медицины и биологии – от 1060 заявлений на «Лечебное дело» до 1122 на «Биологию». Думаю, интерес к ним не ослабеет и в этом году. Более того, как показывает опыт, однажды наметившиеся тенденции имеют свойство развиваться – справедливо полагать, что нам предстоит новая волна ажиотажа именно вокруг естественнонаучного блока.

Конечно, обучение предполагает выполнение большого объёма рефератов, курсовых, контрольных и лабораторных работ. Зачастую времени может не хватить, поэтому, если перейти на сайт, то можно заказать готовую работу. Конечно, ее необходимо будет тщательно изучить.


Ректор КФУ Ильшат Гафуров

Сколько всего бюджетников КФУ будет готов принять в этом году? На каких факультетах будет больше всего бюджетных мест?

- Прежде всего, хочу напомнить о том, как устроена система формирования так называемых КЦП – контрольных цифр приема. Федеральный орган-регулятор, то есть Министерство образования и науки РФ, направляет вузам определенный «заказ» - иными словами, буквально устанавливает количество бюджетных мест и распределяет их по специальностям с точки зрения наибольшей востребованности для государства. В последние годы мы можем наблюдать некоторые изменения в традиционной политике такого распределения – например, растет спрос все на те же естественнонаучные направления, направления инженерные и технические. Это не может не радовать, ведь, привлекая молодежь к этим сферам, мы создаем задел для мощного рывка в развитии этих научных областей, так необходимых для качественного роста научно-технологического потенциала нашей страны в современных реалиях.

Новый вектор отражается и в цифрах – в этом году наибольший «вес» в КЦП для КФУ имеют именно такие направления: программы всех бакалавриата и специалитета в Институте физики (237 бюджетных мест), Институте вычислительной математики и информационных технологий (236 бюджетных мест), в Институте фундаментальной медицины и биологии (210 мест). В пятерке, однако, и традиционные лидеры абитуриентского спроса, о котором я говорил ранее. На различные направления в Институте управления, экономики и финансов заложено 246 бюджетных мест, а в Институте филологии и межкультурной коммуникации – 204 места. Всего мы располагаем возможностью принять 3227 «бюджетников» на программы бакалавриата, причем основное количество, конечно, в головной вуз в Казани (2148 мест). Для наших филиалов в Елабуге и Набережных Челнах квота, ввиду их размеров и профилей, меньше, но тоже довольно существенная – по 415 и 664 места соответственно.

Что касается поступающих на первый курс магистратуры, то им придется побороться в совокупности за 1763 бюджетных места. Они распределяются немного иначе: в лидерах программы Института психологии и образования (262 места) и Института управления, экономики и финансов (246 мест). Другим «гуманитариям» также выделяется значительная доля КЦП: в Институте филологии и межкультурной коммуникации предусмотрено 140, в Институте международных отношений, истории и востоковедения – 129, а в Институте социально-философских наук и массовых коммуникаций – 118 бюджетных мест.

Будет возможность учиться бесплатно и у магистров Института вычислительной математики и информационных технологий (140 мест), Института физики и Института фундаментальной медицины и биологии – по 100 бюджетных мест.

Какие преимущества есть у 100-балльников при поступлении в КФУ?

- Преимуществ у 100-балльников нет. Зачисление на «бюджет» происходит на основании суммы баллов по всем вступительным испытаниям, которые включают ЕГЭ и – по ряду направлений – внутренние экзамены, а также баллов за индивидуальные достижения. Имеется в виду, что, как и прежде, поощряются успехи абитуриента в учебе (некоторое количество дополнительных баллов дается «медалистам»), участие в олимпиадах и конкурсах, возможно, начинания в науке – например, участие в конференциях и проведение собственных исследований. Все это должно быть отражено в портфолио поступающих, которое транслируется в балльную систему и в сумме дает – или не дает – абитуриенту конкурентное преимущество.

Какие программы существуют в КФУ по обучению студентов за рубежом? В какие страны и какие вузы могут поехать учиться ваши студенты? Для студентов каких курсов существует такая возможность?

- Обучение и стажировки студентов КФУ за рубежом реализуются главным образом в рамках партнерских соглашений КФУ с зарубежными университетами о студенческом обмене.

Студенты КФУ могут учиться один семестр в любом из 39 университетов 15 стран мира

- В настоящее время КФУ может предложить своим обучающимся включенное обучение, как правило, сроком на один семестр, в 39 университетах 15 стран мира: Европе (Германия, Франция, Австрия, Польша, Чехия и т.д.), в Азии (Китае, Корее, Японии), США и т.д. Обучение в партнерских университетах – бесплатное. Есть университеты, которые предусматривают стипендии для наших студентов.

Кроме того, с рядом европейских университетов (в Германии, Болгарии, Финляндии, Италии, Испании, Словакии) реализуется программа Европейской Комиссии Erasmus +, которая оказывает стипендиальную поддержку для обучения.

В таких программах академической мобильности имеют право принимать участие как «бюджетники», так и «контрактники» бакалавриата и специалитета очной формы, при условии, что они проучились в КФУ как минимум два семестра и не являются студентами последнего года обучения на момент подачи заявки. Могут участвовать и магистранты первого года обучения. Студенты должны иметь хорошую успеваемость, не иметь долгов по учебе и на достаточном уровне владеть иностранным языком (как правило, английским).

Существует также возможность получить грантовую поддержку для обучения или стажировки за рубежом в рамках межправительственных соглашений Российской Федерации – у нас их ежегодно не менее 38-ми, – а также в рамках Программы стипендий Президента Российской Федерации для обучения за рубежом или грантовой программы Правительства Республики Татарстан «Алгарыш».

КФУ — не только образовательный, но и исследовательский университет. Какие направления финансируются больше всего и какие требуют большего финансирования? Какие направления будут развиваться дальше?

- Действительно, мы стараемся развиваться всесторонне и, конечно, не можем концентрировать все наше внимание и усилия только на образовательной части нашей деятельности. По-моему, вузы в принципе должны стать катализаторами экономического роста, поставщиками инноваций, центрами общественной и культурной жизни региона, и, главное - связующим звеном между обществом, государством и бизнесом. В рамках стратегии «Университет 3.0» мы сегодня создаем такую модель функционирования вуза, где в равной степени были бы представлены и образовательная, и исследовательская, и производственная компонента, налажена коммуникация с конечным потребителем нашего инновационного продукта. Другое дело, что этот инновационный продукт необходимо создавать, из чего логично следует, насколько сильно мы акцентируем внимание на науке.

На базе КФУ функционируют 55 научно-образовательных центров; 51 научный и научно-методический центр; 3 центра коллективного пользования научным оборудованием и экспериментальными установками и более 180 лабораторий (научно-исследовательских и учебно-научных). Они используются не только для проведения собственно научных исследований: к работе с ними привлекаются студенты, получая необходимую практику, а результаты проведенных здесь изысканий транслируются на площадки опытного производства. Считаю, что таким образом в КФУ, у всех представителей большой университетской семьи, формируется особый тип мышления и качества личности.

Среди приоритетов вуза - развитие исследований и подготовка специалистов в области фундаментальной медицины, биофизики и биохимии, фармацевтики, нефтехимии, ИТ-технологий, автомобиле-, авиа- и двигателестроении, нанотехнологий

Что касается приоритетов нашего научного развития, то их мы сформулировали еще в самом начале, в 2010 году, получая статус федерального университета. Среди них можно назвать развитие исследований и подготовку специалистов в области фундаментальной медицины, биофизики и биохимии, а также фармацевтики.

Безусловно, в приоритете развитие такого направления, как нефтехимия – это традиционно для Татарстана, а также ИТ-технологий и информатизации в целом, ведь это ключевое звено экономики знаний. Другие точки роста – это автомобиле-, авиа- и двигателестроение. В химической отрасли и физике – технологии получения новых материалов, нанотехнологии; сложный инжиниринг. Всё это сегодня ведущий мировой тренд: на перечисленные сферы в настоящее время приходится основной объем финансирования НИР КФУ, а также массив публикаций в индексируемых научных изданиях. Замечу, что каждая из этих отраслей в 2016 году решением Президента РФ Владимира Владимировича Путина была включена в «Стратегию научно-технологического развития России» как способ ответа на глобальные вызовы современности.

В 2016 году в рамках нового этапа развития университета на основе этих приоритетных направлений мы учредили четыре стратегических академических единицы (САЕ), сохраняющих преемственность в научно-исследовательской работе – это «ЭкоНефть», «Астровызов», «Трансляционная 7П-медицина» и «Учитель 21 века».

Структура САЕ позволяет ученым максимально плотно и плодотворно работать над инновационными проектами. Например, Институт геологии и нефтегазовых технологий сегодня – один из сильнейших в России центров в области изучения строения залежей углеводородов, исследования кернового материала и вмещаемых породами флюидов, a также в области использования физических методов исследования горных пород и минералов, а в Химическом институте сосредоточены разработки инновационных катализаторов по программе импортозамещения. Успехов достигают и наши инженеры – робототехники, которые работают в тесной связке с партнерами из НПО «Андроидная техника». Вместе удается производить робототехнические системы собственной конструкции и разрабатывает оригинальное программное обеспечение для систем управления РТС. Эти продукты, по сути, - перспективные технологии во множестве областей, включая как собственно инженерные области, как транспорт и космическую отрасль, так и социальную сферу – вспомните, например, наши проекты робота-учителя и робота-юриста.

В научно-образовательном центре фармацевтики КФУ идет разработка инновационных лекарственных средств, включая синтез фармсубстанций, а также изготовление готовых лекарственных форм на площадке собственных опытных производств и с привлечением ресурса наших стратегических партнеров - например, компании «Татхимфармпрепараты».

«В последнее время мы очень «поднажали» в естественных и точных науках»

Как видно, в последнее время мы очень «поднажали» в естественных и точных науках. За 2016 год именно на них пришлось 70% тем научных работ наших ученых. Это соответствующе отражается на объемах финансирования (90,1% по итогам 2016 года).

Вы можете справедливо увидеть здесь некоторый перекос: несмотря на то, что в университете на социогуманитарный блок приходится более половины обучающихся студентов, данному направлению отводилось довольно мало внимания. Но теперь, начиная с 2016 года, когда в программу развития КФУ было включено САЕ «Учитель 21 века», наметилась тенденция к изменению отношения к данному направлению. Как и другие САЕ, «Учитель 21 века» - площадка междисциплинарная, здесь работают профессионалы разных областей знания, аккумулируя общие усилия для подготовки настоящих, имеющих прямое практическое значение научных прорывов.

Какие новые специальности появились в КФУ за последние годы, и какие еще планируется ввести?

- Новые образовательные программы направления обучения мы открываем постоянно. Замечу, что их прирост часто обусловлен вновь возникающими возможностями сотрудничества – часто наши партнеры из числа российских и зарубежных вузов, а иногда и ведущих коммерческих компаний, инициируют создание программ подготовки вместе с нами. Другой механизм появления новых образовательных программ более традиционный: мы отслеживаем актуальные потребности рынка труда, образовательные и социальные тренды в республике и стране в целом, оцениваем потенциал востребованности тех или иных отраслей, или просто «подгоняем» имевшиеся раньше профили под уточненные стандарты.

Например, новый профиль обучения будущих журналистов – специальность «Мультимедийная журналистика» – мы запускаем у нас в Высшей школе журналистики ввиду огромного скачка в развитии именно мультимедийных технологий в СМИ. В ряду таких же инновационных новинок могу назвать программы «Медицинская кибернетика», «Медицинская биохимия» и «Медицинская биофизика», которые стартовали в ИФМиБ (Институт фундаментальной медицины и биологии). Некоторые направления подготовки мы расширяем, например, в ИМОИиВ (Институт международных отношений, истории и востоковедения) направление «Регионоведение России, история» пополнится профилем «История международных отношений». На юридическом факультете расширится специализация «Профессиональное образование» - начнется подготовка учителей правоведения и правоохранительной деятельности. В Институте филологии и межкультурной коммуникации мы тоже, кстати, добавили именно педагогические модули – с нового учебного года там откроется прием на специальности «Немецкий и английский языки» и «Родной (татарский) язык и литература и дошкольное образование».