Монастырь вайшнавов под Казанью: танцы на богослужении и девушки в сари среди сугробов

Мало кто знает, но под Казанью, в Юдино, существует необычный монастырь. Здесь живут вайшнавы – люди, придерживающиеся одной из традиционных направлений веры в индуизме. Корреспондент ProKazan.ru побывал в необычном религиозном месте и узнал традиции и обычаи казанских вайшнавов.

Ольга Плешкова, корреспондент ProKazan.ru:

Я приехала в монастырь в семь вечера – это время начала вечерней службы. Еще при входе, я услышала веселую ритмичную… музыку. Музыку?

- Мы, пожалуй, самая веселая религия, - объяснил мне Марат Бикбаев, один из наставников храма. – Если в других конфессиях все связано на покаянии, но у нас другой принцип – мы должны радовать бога. Мы и так уже столько жизней были подавлены, поэтому в этом мире мы хотим радовать бога.

В монастыре живут и парни, и девушки. Правда, между собой они практически не общаются. Мужчины живут прямо в здании храма, на втором этаже, тогда как девушки – в отдельном доме.

Правда, из мебели в доме разве что кресло, стол да какая-нибудь полочка. Все спят прямо на полу, на ковриках-пенках. Мне повезло, дали матрас, подушечку и одеяло.

В течение дня люди принимают душ по несколько раз

Одна из девушек одолжила мне свою ночнушку в пол. Честно говоря, я не большой любитель такого ночного одеяния – ноги запутываются, но я послушно переоделась. Уже утром поняла, что на самом деле именно ночнушка в пол чуть ли не самая удобная одежда для сна.

Каждый новый день в монастыре обязательно встречать во всем чистом – от нижнего белья до платья, а потому перед сном меня попросили постирать одежду. Не зная заранее о подобных правилах, мысленно я уже готовилась завтра надевать мокрую одежду. Но обошлось без жертв: батареи все-таки сделали свое дело.

День начинается в 3.20 утра. Утренняя служба запланирована на 4.30, а до этого нужно подготовиться. Обязательно нужно принять душ, надеть все чистое. К слову, чем раньше встанешь, тем вероятней сможешь помыться теплой водой. Мне не повезло, уже в 3.50 вода лилась уже ледяная. Вообще чистота тут в почете, в течение дня люди моются несколько раз, а уж сколько они моют руки - вообще не сосчитать.

Девушки наряжаются в сари – красивую 4-х метровую ткань. Косметика в разумных пределах не запрещена – женщина всегда должна быть красивой для бога. Но надо признать, что восточного типа красавица в шифоновых нарядах среди русских сугробов смотрится более чем экзотично.

Мантра. Необходимо прочитать 16 кругов по 108 раз

После службы все садятся читать мантру. Необходимо прочитать 16 кругов по 108 раз, на это выделяется два часа. Не сбиться со счета помогают четки, их перебираешь пальцами в мешочке. Процедура не без символики: необходимо вытащить наружу указательный палец, через него, говорят, выходит отрицательная энергия. Читая мантру, можно обращаться к любому святому из любой религии, который затем передаст твои молитвы к богу. Текст я запомнила почти сразу, чем вызвала у местной девушки восторг – по ее словам, далеко не каждый может быстро выучить 16 слов на санскрите, а значит, в прошлой жизни я точно была просветленной.

Каждый день девушки готовят для бога подарок – гирлянду из лепестков цветов. Цветы могут применяться разные, чаще всего это розы. Диана скрупулезно выбрала каждый: они должны подходить по цвету, размеру, быть свежими.

Каждый лепесточек вырезается до нужной формы, подгибается, а затем нанизывается на иголку с ниткой. Все должно быть идеальным, а потому после завершения, венок еще долго осматривают со всех сторон.

Пока один читает проповеди, остальные чистят овощи

Мужчины после чтения мантры садятся слушать проповеди. Но чтобы совместить приятное с полезным, в это же время они чистят овощи. Все просто – один читает, остальные слушают и одновременно работают овощечисткой. Сегодня (съемка велась в воскресенье – прим. ред) намечается пир, а потому работы очень много.

Завтрак проходит на втором этаже здания. Мужчины и женщины опять же рассаживаются по разные стороны комнаты. Все происходит на полу. Альбина, одна из послушниц, обходит каждого с ведром супа, гречки и кувшином компота. На сладкое – ложка с молочным напитком.

Мне на ложку напиток вылился с листочком священного дерева туласи, что тоже назвали хорошим знаком. К слову, туласи на вкус напоминает листочек смородины.

Кухня в храме почитается не меньше, чем алтарная, а потому относиться к ней нужно с не меньшим уважением. Каждый раз при входе все обязаны помыть руки и сполоснуть рот. Мужчины помогают женщинам, и не только вынести мусор. Почистить несколько ведер картошки, нашинковать морковку, помыть котел – никто не отказывается помочь.

Супружеская пара Тимур и Юлия не живут в монастыре, но приезжают сюда примерно раз в месяц, на выходные. Им приятно помочь общине. Тимур готовит пудинг из манной крупы, для этого он сначала растапливает сахар в карамель в огромном котле.

Вайшнавы вегетарианцы, они не употребляют ни мясо, ни яйца. Не пьют они также и алкоголь, и кофе и даже чай, потому как там тоже содержится кофеин. А еще при приготовлении блюд не используются лук и чеснок.

- Просто от них дурной запах, - считает Марат. - Есть легенда, что эти продукты являются нечистыми, которые могут разрушать нашу тонкую ткань. Эта человеческая ткань может разрушаться от плохой пищи и неприятных звуков. Но в качестве терапии они могут применяться.

Семейный комитет поможет выбрать идеальную пару

Парни и незамужние девушки почти не общаются друг с другом. Но если молодые люди захотят жениться, им необходимо пройти этап обучения – Ашрам брахмачари. Он может проходить и два месяца, и год и даже три года – все зависит от возраста. После этого уже старшие наблюдают за женихом и подготавливают к следующему этапу в жизни.

- Молодые сами друг друга находят, мы никого не навязываем. Но мы проговариваем некоторые вещи. Например, если они знакомятся без старших, они же будут говорить о себе только хорошее. Но мы, общаясь с ними, понимаем, какие у них еще есть недостатки – и обозначаем, какая у них была семья, какое было воспитание.

В монастыре есть семейный комитет. Если кто-то кому-то понравился, он подходит туда, заполняет анкету, и уже семейный комитет смотрит и изучает, подходят ли молодые друг другу. Во внимание берется и астрологический прогноз, и психология. Походящую друг другу пару благословляют, и у них появляется право вместе общаться. Право жить вдвоем они получают только после свадьбы.

Но оказалось, что монастырь – не совсем верное для этого места слово. Как объяснил один из старших Девакиприя Мадхава, сюда люди приезжают пожить какое-то время. Время пребывания у каждого разное – от нескольких дней до нескольких месяцев.

- В христианстве их назвали бы послушниками, - говорит Девакиприя Мадхава. – Монахи – это все-таки более высокий чин, это люди, взявшие обет отречения. У нас же люди познают смысл жизни.

Все, что делают эти верующие, они называют бахти-йогой. Ранний подъем, служба, готовка, уборка – все это позволяет им концентрироваться на собственной вере. Йога же в традиционном представлении принимании телом определенных асан здесь воспринимаются как «для здоровья».

- Мы не отвергаем, это нужно, у нас есть группы, которые занимаются хатха-йогой. Но это нужно для того, чтобы тело не беспокоило разум и ум, чтобы не было проблем со здоровьем. Но это не имеет отношение к что-то высшему.

День заканчивается после вечерней службы. Уже у девяти вечера община полностью погружается в сон. Все готовятся встречать следующий день.