Прогулки по Казани: католический костел, отданный университету, дома-музеи и Лядской сад

Улица Муштари находится в самом центре Казани и отличается большим количеством архитектурных и исторических памятников. Улица была названа в честь выдающегося татарского физика Хамида Муштари. Забегая вперед, стоит отметить, что дом ученого также является одним из символов Вахитовского района.

Улица начала формироваться в первой половине XIX века, и долгое время объединяла две улицы. Первая - Комиссариатская – проходила между нынешними улицами Большая Красная и Щапова, а вторая - Новокомиссариатская – располагалась от улицы Щапо­ва до улицы Ульяновых. Современная улица начинается от дома-музея Ленина и упирается в сквер Баки Урманче.

Памятник Г.Р.Державину

Сначала был двор Казанского университета, потом – парадная площадь города, последние пристанище знаменитого памятника – Лядской сад. «Державина» хорошо видно с улицы Горького.

Памятник Гавриилу Державину простоял во дворе Казанского университета более 20-ти лет, затем был перенесен на Театральную площадь. Точнее – в Державинский сад, который был разведен в 1871-1872 годах на пустом и пыльном плацу, служившем местом воинских учений.

- Памятник установили в северной части сада, напротив здания городского театра. Старожилы утверждают, что приблизительно на этом месте сегодня находится памятник А.С.Пушкину у театра оперы и балета, - отмечает Раис Сулейманов.

Поразительно, но от оригинального памятника практически ничего не осталось. Нынешний «Державин» был отлит на Казанском производственном заводе Волжско-Камского научно-исследовательского института водного лесотранспорта из бронзы. Организацию работ по воссозданию памятника взяла на себя администрация Казани.

Памятник был торжественно установлен ровно 12 лет назад - 3 декабря 2003 года.

Лядской сад

Лядской сад был организован в 1869-1870 годы на месте обширного пустыря между улицами Лецкой (ныне Горького) и Старо-Горшечной (ныне Щапова). Стоит упомянуть, что название парка — не официальное, а разговорное.

Там, где сейчас стоит памятник Державину, в XIX веке находилась старинная усадьба, принадлежавшая генералу Александру Лецкому. Именно Лецкой разбил здесь сад. Примечательное событие произошло в 1798 году. Император Павел I, бывший в Казани с визитом, останавливался именно в доме Лецкого. А после отъезда, в благодарность за гостеприимство, повелел назвать прилегающую улицу именем генерала.

Лецкой превратил свой сад в место встреч богемы. В народе вместо Лецкой говорили "Лядской". Так название и прижилось.


Обычная трансформаторная будка стилизована под ротонду и не портит внешний вид парка

Доходный дом Киселева (ул.Муштари, 20)

Доходный дом Киселева, построенный архитектором К. С. Олешкевичем в 1910 году, является типичным образцом стиля модерн. До 1917 года дом населяли высокопоставленные чиновники города. В настоящее время в здании, по документам, находится Институт проблем информатики АН РТ. Дом числится в реестре памятников республиканского значения.

Фасад пышно декорирован лепкой, фриз облицован керамической плиткой завода Овсяного. Центр здания выделен арками проезда и входа, балконами и мощным аттиком, который раньше заканчивался двумя ша­рами и стилизованной скульптурой птицы. В глаза обычному прохожему сразу бросаются старинные двери, сохранившиеся до нашего времени. Они очень выделяются на фоне отреставрированных и покрашенных яркой краской стен здания.

Об этом здании вспоминает писатель Василий Аксенов, детство которого прошло в Казани.

- Наш скромный дом соседствовал с шикарнейшим модерном в 3 этажа. Там на фронтоне зиждилась скульптура, ошеломлявшая дитя, когда бы ни взглянул. Скульптура такова: стеклянный шар земной в широтах и меридианах, а на нем верхом орел, простерший два крыла отменной бронзы.


Именно так выглядел доходный дом еще в 2011 году

Музыкальная школа №1 им. П.И. Чайковского (ул.Муштари, 26)

Школа представляет собой дворянскую постройку 19 - начала 20 века. Здание весьма типичное для того времени - двухэтажное, с высокими потолками. Внутри сохранилась парадная, расстояние от стены до перил такое, что невозможно дотянуться. С 1932 года в здании располагается старейшая детская музыкальная школа Казани.

- В принципе, очень правильно, что старинные здания используются в таком ключе, - отмечает Раис Сулейманов. - Такой подход, конечно, лучше, чем если бы здание отдали под офисы.

Музей Е.А.Боратынского (ул.Муштари, 28)

Это единственный в России музей, посвященный русскому поэту Евгению Боратынскому. Музей был открыт 21 марта 1977 года, как школьный музей. А уже в 1981 году получил статус государственного.

Располагается музей в здании, являющемся уникальным памятником архитектуры, жемчужиной деревянного зодчества – дворянской усадьбе, построенной в конце XVIII – начале XIX века. В этой усадьбе жили три поколения потомков поэта.

Поэт был женат на дочери казанского помещика Л.Н. Энгельгардта Анастасии и несколько раз приезжал в Казанскую губернию. В экспозиции музея представлены прижизненные издания и личные вещи Е.А. Боратынского и его семьи, а также мемориальная коллекция барона А.А. Дельвига, офорты В.А. Жуковского, письменный стол, за которым, по семейному преданию, работал Александр Пушкин во время пребывания в Казани.

Реставрация дома Боратынских началась в 2011 году. При реставрации главного дома удалось сохранить более 80% деревянных конструкций, колонны и уникальную лепнину с гербами рода Боратынских бального Белого зала, открыть классическое анфиладное пространство дома. Были восстановлены и печи.

Здание КАИ им. Туполева (ул.Горького, 32)

Бывший польский католический костел сегодня используется, как одно из учебных зданий КАИ. После 1863 года в Казань переселялось множество ссыльных из Польши, в том числе, и известные поляки - профессоры и ученые. Некоторые из них преподавали на медицинском факультете казанского университета. Для них построен этот костел.

Здание было создано в классическом стиле храмовой архитектуры, и в советское время было передано Авиационному институту (КАИ). Внутри здания была собрана большая труба - для учебных целей. Известно, что в 90-е годы, во время религиозного возрождения костел пытались вернуть католикам Казани.

- Власти города были не против, однако выяснилось, что эту трубу невозможно разобрать, - объясняет историк. - Поэтому сейчас там до сих пор проходят занятия университета.

Дом Хамида Муштари (ул.Муштари, 30)

Первоначально это был двухэтажный дом, принадлежащий семье Боратынских. Он был построен в 1901 году, и в нем располагались хозяйственные помещения. В 1939 году над зданием надстроили еще два этажа и пристроили четырехэтажное крыло.

Около 40 лет в этом доме жил и работал нд своими научными трудами известный ученый-механик, профессор - Хамид Муштари, в честь которого впоследствии и была названа улица.

Государственный музей изобразительных искусств РТ (ул.Карла Маркса, 64)

Этот особняк построен по проекту архитектора К.Л. Мюфке для командующего Казанским военным округом генерала Сандецкого. Архитектура здания решена по дворцово-парковому типу. Ансамбль застройки является одним из лучших образцов формирования городской усадьбы начала XX века.

Парадный вход в особняк размещен с восточного фасада - со стороны улицы Муштари, главный въезд – со стороны улицы Карла Маркса. Фасад особняка пышно отделан лепными украшениями и вставками.

После революции в доме расположился туберкулезный диспансер. После его выезда отделку здания уничтожили, печи и камины представляли художественную ценность. Без переделок сохранилась лестница и частично интерьеры первого этажа. С 1959 года в здании располагается музей.

Дом-Музей Василия Аксенова (ул.Муштари, 31/55)

Деревянный дом постройки начала XIX века, в котором прошли детские и юношеские годы известного российского писателя Василия Аксенова, известен также как дом О.Апехтиной - И.Котелова. В 40-х годах прошлого века в этом доме жили 12 семей. Одну комнату занимала семья двоюродной сестры Аксенова, которая забрала 5-летнего Васю из Костромского сиротского дома для детей «врагов народа», куда он попал после ареста родителей.

Дом-музей Василия Аксенова был отреставрирован в 2009-2010 годах. Сейчас мансарда здания оборудована под гостиницу, а в основной части дома воссозданы комнаты, где прошли детские и юношеские годы будущего писателя, рабочий кабинет Аксенова.