Взвешиваться каждый день и не есть после 14:00: Чем придется пожертвовать девушке ради балета

Что такое балет? Большинство людей, не сильно вовлеченных в смысл данного слова, вспомнят "Лебединое озеро", возможно в памяти всплывет фамилия Волочковой. Меж тем, на самом деле, балет - это огромный мир, наполненный творчеством и закулисьем. С какими сложностями сталкиваются балерины? Почему большинство школьниц, начавших ходить на хореографию, так и не доходят до выпуска? И как предписывается питаться балеринам? Об этом корреспондент Prokazan поговорила с казанским педагогом по боди-балету Владиславой Бутолиной.

Владиславе сейчас 25 лет. Она окончила детский театр балета в Ижевске. Была одной из лучших учениц в своей группе, солитской. Выступала с коллективом на различных конкурсах и соревнованиях. Но связать свою жизнь с балетом Влада не решилась и не пошла в хореографическое училище. Она окончила КНИТУ-КХТИ. Сейчас работает менеджером по продажам в сфере нефтехимии и параллельно ведет уроки по боди-балету – облегченная и адаптированная под взрослых людей версия балета с элементами стретчинга и фитнеса. Владислава с детства обожает балет и старается передать эту любовь к балету своим ученицам.

На фото: Владислава Бутолина. Фото предоставлено Владиславой Бутолиной

- Влада, почему, несмотря на огромную любовь к балету и прекрасные способности, Вы все-таки не решились сделать его своей основной профессией?

- В детском театре балета, где я училась, я была солисткой. И очень многие преподаватели говорили мне: «Иди дальше, Влада, поступай в хореографическое училище, у тебя все получится». Но я побоялась высокой конкуренции, того, что придется жестко ограничивать себя в питании и не будет оставаться времени на личную жизнь. Люди, которые сейчас танцуют в театре, проводят там абсолютно всю жизнь. У них начинаются занятия утром, потом есть какой-то маленький перерыв на обед, вечером - спектакль. А после него может быть еще репетиция. И если ты профессиональная балерина, нужно этим жить и практически забыть про все остальное.

- Вы упомянули про ограничения в питании. Можно об этом поподробнее?

-Ты можешь есть все, что хочешь. Но нельзя поправляться. Даже на 100 грамм! За весом даже в нашем детском театре следили очень строго. Нас каждый день взвешивали и выписывали наши параметры. И если вдруг, не дай Бог, мы поправились на 100 или 200 грамм, нас заставляли дополнительно делать какие-то физические упражнения – отжиматься, бегать, прыгать, приседать. С этим было прямо очень жестко! Однажды, помню, у меня даже возникли проблемы со здоровьем по женской части из-за того, что я очень сильно сбросила вес. И я очень долго тогда лечилась, восстанавливалась. То есть и такое может быть.

А как ты будешь следить за весом – это уже твое дело. Если ты хочешь быть солисткой и выступать на сцене – это твой выбор. Каких-то конкретных ограничений в пище нет, но нам говорили, что желательно не есть после шести. А тем, кто учились в хореографическом училище, запрещали есть после двух часов дня. То есть в первой половине дня они могут есть все, что хотят, а потом – все. Хотя, конечно, для тех, кто занимается балетом, не рекомендуется есть много высококалорийной пищи, мучного и жирного. Так, например, когда нас отпускали на выходные перед Пасхой, говорили: «Вы можете съесть одно яичко, а куличи можете понюхать».

-А как Вы лично питались?

- В школе я обедала. Иногда дополнительно брала еду из дома, чтобы перекусить. В качестве перекусов были какие-нибудь фрукты (яблоко, банан), орехи. Вечером по возвращении домой мне, конечно же, очень хотелось кушать, но чаще всего я ограничивалась кефиром, или йогуртом, или творогом – это был весь мой ужин. Хотя не всегда получалось сдерживать себя в плане еды. Потому что иногда организм из-за большой физической нагрузки требует пищи.

На фото: Владислава Бутолина. Фото предоставлено Владиславой Бутолиной

- Балетом заниматься очень сложно? Говорят, что многим девочкам очень тяжело дается хореография, а кто-то не выдерживает и бросает?

- Да, это действительно сложно. Когда я пришла учиться хореографии, нас было человек 30 или 40. А выпустилось всего 7 или 8 человек. Некоторые ушли по состоянию здоровья - у кого-то начинаются проблемы с коленями, со спиной, и не все, конечно, это выдерживают. В балете все равно всегда есть боль, слезы, пот, страх. У тех, кто им занимается, должна быть очень хорошая физическая подготовка. Потому что занятий очень много, и не каждый это выдержит. Как и в любом виде спорта. Многие бросали занятия по настоянию родителей, которых беспокоило то, что ребенок, проводя много времени в хореографическом классе, начинал хуже учиться.

- Занятия хореографией отнимают у школьниц так много времени?

- Да. В школе я была обычно примерно до 2 часов. А в 4 часа уже начинались уроки по балету. Которые иной раз длились и до 9 вечера. И потом я приходила домой, и еще успевала делать домашку.

- А у Вас занятия хореографией не отражались на успеваемости?

- Нет. Я очень любила балет. А родители говорили мне, что не разрешат мне ходить на него, если я буду плохо учиться. Это было моим стимулом учиться хорошо и в школе. Конечно, я очень уставала. Возвращалась домой вообще никакая. Но зато научилась правильно планировать свое время и не тратить ни одной минуты.

На фото: Владислава Бутолина. Фото предоставлено Владиславой Бутолиной

- Правда ли, что оборотная сторона балета – это стоптанные в кровь пальцы, травмы, боли в мышцах?

- Да. Это на сцене все выглядит легко, изящно и красиво. А на самом деле очень много происходит травм. Многие артисты балета живут на обезбаливающих, на уколах. Им нельзя пропускать свое выступление, потому что если вместо тебя поставят кого-то другого, тебя могут не вернуть на прежнее место. Очень жесткая конкуренция. Пальцы постоянно в мозолях, в крови. У меня полностью испортились все пальцы на ногах. Очень часто на большом пальце вообще не было ногтя. Мозоли всегда были такие, что через пуанты просачивалась кровь. Иногда бывает видно даже мясо. В таких случаях насыпаешь на мозоль что-то подсушивающее и кладешь сверху пластырь. Но при занятии балетом у человека повышается болевой порог, и ты стараешься вообще не обращать на это внимание.

- А балерины действительно подкладывают конкуренткам стекло в пуанты?

- Да, такое бывает. Иногда подсовывают битое стекло в пуанты, чтобы выбить конкурентку из строя. И, несмотря на все это, тебе на сцене нужно порхать и улыбаться, делать вид, что все в порядке. Естественно, у нас, в детском театре, такого не было. Но на больших конкурсах конкуренция довольно-таки серьезная, где возможны такие ситуации. Тем более что иногда бывают очень быстрые переодевания, когда балерина может не успеть проверить свои пуанты.

- Сейчас Вы занимаетесь боди-балетом. Что представляет собой это направление?

- Боди-балет – это облегченная версия классики, адаптированная под взрослых людей. Это синтез классической хореографии, йоги, платеса, стрейчинга и других разновидностей фитнеса. Мы учим балетные па – совсем несложные, базовые. Почему-то все очень боятся слова «боди-балет», думают: «Я же так не смогу». А на самом деле там все очень просто. Идет развитие осанки, женственности, уверенности в себе. Боди-балетом можно заниматься в любом возрасте – в этом плане нет никаких ограничений. И важно отметить, что боди-балетом занимаются для себя. Поэтому здесь нет такой изнуряющего труда, который характерен для профессионального балета. Информация о моих занятиях есть в группе в соцсети «ВКонтакте».