Характерные атрибуты православной церкви

История монументальной живописи

В течение всей многовековой истории техника монументальной живописи претерпевала неоднократные изменения. Так, в свое время, художники Византии стали применять в своих работах темперу вместо краски из восковых свечей, которые использовались в греческой и римской живописи. Затем мастера эпохи Возрождения заменили ее на выполнение работ маслом. В дальнейшем это новшество также было несколько раз изменено.

Появление фресок, темпер и клеевой живописи

До начала девятнадцатого века монументальная живопись называлась фресковой. В переводе с итальянского языка «fresco» означает «свежий». Роспись стен храма выполнялась по сырой штукатурке красками, предварительно разведенных в воде. Существовала и другая техника исполнения, когда штукатурку стен сначала смачивали водой, а затем наносили рисунок. В этом случае фреску называли сухой. В Древней Руси исполнители монументальной живописи отдавали предпочтение последнему варианту.

Позже для росписи стали применять вязкий элемент: клей или яйцо. Краска, где в качестве связующего звена применяется яичная смесь, экстракт фигового дерева называется темперой. Живопись, для которой используют краски на основе раствора клея из пшеницы, ячменя или льна называется клеевой.

Роль реставрационных работ в храмах 

Снижение или повышение температуры окружающей среды, усиление влажности, появление сухости, изменение освещения, влияние различных вибрации, экологические катаклизмы - все оказывает разрушающее воздействие на сохранность рисунков. Для восстановления их первоначального внешнего облика используется реставрация монументальной живописи. Эта техника, которая представляет собой воссоздание мельчайших сколов краски и восстановление более крупных нейтральным цветом. В заключение реставрационных работ монументальная живопись покрывается защитным лаком. 

Принцип росписи в православном храме 

Порядок выполнения монументальной живописи на стенах храмах в Русской православной церкви был унаследован от Византии. Она не может быть рассмотрена как набор многочисленных икон или изложение Библии. В Византийской росписи каждый отдельный рисунок является неотъемлемой частью чего-то целого, построенного на строгих принципах. Для того чтобы выполнить роспись стен храма http://www.keetezh.ru/index/objects/church/mmi/_/, знание Библии было не менее важно, чем мастерство художника. Все рисунки изображались с соблюдением иерархии.

Купол вместе с алтарем означает духовное небо. Верхняя часть стен расписывались историями из Евангелия. Нижний ряд убранства олицетворяет мирскую жизнь, где среди святых ликов находятся и присутствующие в церкви. Сюжеты, расположенные на стенах храма изображают основы христианской веры. Они выполнялись таким образом, что бы пришедший в храм человек не только рассматривал роспись на стенах храма, но являлся участником тех или историй священного писания. 

Значение деревянной утвари в убранстве храма 

Что касается церковной мебели, то она играет в храме второстепенную роль и не служит для украшения, а является лишь обрамлением. Изготовление изделий из дерева http://www.keetezh.ru/index/objects/carving/mmi/_/ осуществляется индивидуально, с учетом их функционального предназначения и интерьера храма. Деревянная утварь должна лаконично вписываться в интерьер церкви, быть его продолжением и не отвлекать внимание присутствующих от образов и процесса службы. Изготовленная специально для церкви, она является органичной ее частью и соединяет целостность пространства храма.
.