Всемирно известный фотограф из Казани: Ив Сен-Лоран пускал меня за кулисы

В Казани на выставке "Bonjour, Paris!.." в Казанском Кремле можно увидеть фотографии как знаменитостей, так и прохожих на парижских улочках. Это работы известного за рубежом казанского фотографа Владимира Сычева.

На выставке есть фотографии, связанные и с жизнью в СССР: первомайские демонстрации, российские друзья фотографа.

Владимир Сычев - фотограф, которому доверял Михаил Горбачев, а также дизайнеры, как Карл Лагерфельд, Ив Сен Лоран, Соня Рикель. Он видел, как падает Берлинская стена, и истекал кровью на площади во время событий 93-го в Москве.

О том, как уличный фотограф попал за кулисы модных домов и как он становился свидетелем событий, о которых гудел весь мир, он рассказал в интервью порталу ProKazan.ru.


Vogue позвал меня на съемку, потому что их «достал» гений Хельмут Ньютон»

- Говорят, вы стали знаменитым очень быстро, уехав за границу. Как вам удалось быстро достичь таких высот?

- Все произошло мнгновенно! Когда я уехал из СССР во Францию, мой друг, фотограф Хельмут Ньютон (известный на весь мир фотограф — прим.авт. ) настойчиво рекомендовал меня журналу Vogue. Мне сказали, что он их «достал» и попросили провести для них тестовую съемку. Я в моде не разбирался вообще. Снимал моделей 5 дней, через три дня они проявили пленки и сразу предложили мне контракт. Я стал первым фотографом в истории французского Vogue, которому предложили контракт - первая публикация составила 40 страниц! Хотя обычно публикуют 1-2 разворота на одного фотографа.

А в 80-м году я был самым печатаемым фотографом мира: речь идет о количестве моих снимков в разных изданиях. Paris Match напечатал два номера моих снимков – сорок пять страниц, за ним Stern - пятьдесят страниц, Life, Time, все журналы мира, в каждой стране. Итальянский журнал Oggi пять номеров посвятил моим фотографиям.

«Лагерфельд и Ив Сен-Лоран пускали меня за кулисы»

- Правда ли, что фотографы в таких маститых изданиях получают «бешеные» деньги?

- Я получал за день съемки 100 евро за страницу, а гениальный Ньютон — 90 евро, потому что у него не было контракта. Редакционные фото в модных журналах (например, уличные фото) ничего не стоят, основные деньги платят за рекламу. Я зарабатывал хорошие деньги, так как меня много печатали. Сейчас много денег получают только папарацци за посредственные фото звезд с новыми любовниками.

- В чем ваш секрет?

- Мой секрет прост: я люблю свое дело, хожу все время с фотоаппаратом. Надо любить профессию и не ждать наград. Мне было все равно на свою знаменитость. Мне повезло: я был первым советским фотографом, который приехал на Запад с архивом повседневной жизни советских людей. Если б я приехал на 10 лет позднее, никому бы уже эти снимки не нужны были...

- Вы снимали Карла Лагерфельда, Ив Сен-Лорана. Вы дружили с ними?

- Это очень занятые люди, у них не было времени дружить, они работали на несколько домов моды. Меня пускали за кулисы, потому что доверяли мне как профессионалу. У Лагерфельда я был на 3 квартирах, у Ив Сен-Лорана был один раз дома. Какое впечатление они создавали? Это великие дизайнеры...

«Сначала я продал свой саксофон и купил «Зенит» и объективы»

- Вернемся еще на несколько лет раньше. Вы были музыкантом, училиьс в КАИ. Правда ли, что вы решили бросить музыку и стать фотографом из-за случайности?

- Я играл в студенческом оркестре Казанского авиационного института. Я слабый музыкант, но первые 2 года играл с удовольствием. Все началось с того, что после победы на конкурсе в Москве к нам в гостиницу приехал корреспондент «МК», это был 1965 год. Он нам раздал газеты с нашей фотографией, а мне дал несколько фотографий футболистов — Пеле в том числе. К футболу я был равнодушен. Потом я, кстати, снимал все Кубки мира по футболу около 20 лет, но никогда не смотрел матчи по телевизору.

Так вот, тогда что-то внутри меня шевельнулось. Я с ребятами вернулся в Казань, продал свой саксофон, купил два объекта, «Зенит» и стал снимать на пленку.

Затем я стал общаться с художниками, в том числе в Москве, они и помогли мне стать хорошим фотографом. В Москве я организовывал выставки художников, которые не были признаны властью. А потом эмигрировал во Францию. Дипломаты помогли мне вывезти мой архив фотографий и пленок. Так я стал жить в Париже.

- Но тогда не модно было снимать улицу. Почему вы начали с этого?

- Мне только улица и была интересна! Я до этого ничем особо не интересовался, и даже не знаю, кем бы стал, если бы не тот случай с корреспондентом.

«В Берлин приехал по интуиции за день до падения стены. Мой снимок обошел сразу весь мир»

- Как вам удалось присутствовать на месте событий, когда упала Берлинская стена?

- Я чувствовал, что там что-то произойдет, и поехал сам на машине. А уже через несколько часов я шел по стене вместе со всеми. Первые фото от 9 ноября 1989 года обошли весь мир, и только потом приехали фотографы из других крупных агентств.

«В 93-м в Москве трупов было, наверное, больше 2 тысяч...»

- Вы видели и штурм Белого дома?

- В ночь перед штурмом мне прострелили ногу. До этого я успел отправить через пассажира самолета пакет с пленками. Демонстранты пошли на Останкино, их стали расстреливать, как кроликов! Было убито много западных журналистов. А меня с простреленной ногой привезли в Склифосовского. Я спросил у доктора, какова ситуация, он сказал: началось все 2,5 часа назад, только у нас - 128 трупов и 400 раненых. А в общем, думаю, жертв было более 2 тысяч.

«Барышников ел у меня в Париже борщ и жаловался на жизнь»

- Вы часто говорите, что уехали из СССР вовсе не из политических соображений...

- Когда говорят, что уехали за границу по политическим причинам — врут, как сивые мерины! Ведь по политическим мотивам люди остаются в стране! Я уехал из любопытства, и только. Тогда можно было легально уехать из страны через Вену. А не «прыгнуть» с самолета, как Нуриев, например... Я приехал в Париж, пришел в агентство, номер которого мне дали в Вене, и началось...

- Вы были знакомы с Рудольфом Нуриевым?

- Нуриев тоже жил в Париже, но он был очень закрытым. А вот с Барышниковым (советский и американский артист балета, балетмейстер — прим. авт.) познакомился во время съемки. Он приходил ко мне в гости, ел борщ, жаловался на жизнь. В Нью-Йорк к нему, правда, я так и не полетел.

«С Горбачевым пообщался сразу после его ухода с поста»

- Вы снимали много политических событий. Как оцениваете отношения с Украиной?

- Никак не оцениваю, не боюсь обострений. Я считаю, что как только Путин уйдет, наша страна откатится лет на 20-30 назад. А потом Сибирь отдадут китайцам, Россию раздерут на части, на удельные княжества. Почему власти нужен Крым? Им нужна только база.

Россия - единственная страна в мире, где легализован вывоз денег за границу. Страна богатая, а зарплату платить нечем. Это безумие. Пока это не изменится, стране будет все хуже и хуже.

Я говорил еще Горбачеву, что нам нужен такой путь, какой прошел Китай - нужно запретить вывозить капиталы за границу. Вот в Китае сейчас глобальные перемены, это единственная страна из коммунистических, которая встала на правильный путь.

- Что вы можете сказать о Михаиле Горбачеве? Какое впечатление он производил при общении?

- Я общался с ним три дня, когда он отрекся от престола. Если представить, что Россия — это автобус, то водителя тогда выбросило из салона на крутом повороте. Это первый человек, кто нам дал свободу, а мы с ней плохо обошлись. Бывший президент великой страны потерял все. Я сказал ему, что нам нужно сделать, как в Китае: проводить реформы снизу, а он ответил: «У Китая свой путь, у России — свой».

«Грязь и немощеные дороги не пойдут современной Казани»

- Вы не были в родном городе около 30 лет. Как вам обновленная Казань?

- Я уехал из Казани в конце 1969, в 1996 году приезжал с премьер-министром, тогда отметил, что она ничуть не изменилась. Сейчас вижу, что изменилась — и в лучшую сторону.

- Люди, которые жили в Казани, как правило, скучают по старой Казани...

- Старая Казань — город 18 века, хотя дома были 19 века. Немощеные дороги, кругом грязь... Для большого промышленного миллионного города это не тот уровень. Архитектура сейчас потрясающе красивая, новые дома. Но снимать почти нечего. Я, как уличный фотограф, снимаю людей, а пешком они ходят только по Баумана. Раньше улицу Горького (сейчас Тверская) можно было перебежать, сейчас — не получится, плотный поток автомобилей. Но это повсеместное явление — в Париже, Берлине тоже теперь все ездят на машинах.

- Как, по-вашему, отличается ли современная Казань от современного Парижа по образу жизни?

- Все зависит от района, от цены за квадратный метр. В Париже есть мусульманские кварталы, там один уклад жизни, есть старые кварталы, там другой уклад.

- Какие впечатления у вас от выставок в родной Казани?

- Судя по реакции, всем понравилось, это самое главное. Пришли несколько старых друзей, которые дожили. Например, фотограф Фарид Губаев.

- Казань не сразу приняла ваши фотографии. На открытии упомянули о том, что в 1967 году ваши работы даже не взяли на выставку в городе.

- Это не повлияло на меня абсолютно никак! Просто выставка была приурочена к к 50-летию советской власти. Тогда можно было снимать пейзажи обнаженную натуру, колхозников, но только не улицу. А мне было интересно снимать только улицу. Там было жюри из московских фотографов, я показал им фото, которые мне больше всего нравились. Они выразили недоумение, что их не взяли на выставку, одобрили, и я понял, что я на правильном пути.

- Сейчас вы снимаете на пленку? Что удалось отснять в родных местах?

- Сейчас на пленку не снимаю, ведь гораздо проще на цифру - не надо проявлять, печатать. Раньше почти никому не давал фото, так как было сложно и долго, а сейчас просто отправляю снимки по почте. Погулял по центру Казани, сделал снимки в Свияжске.

«Мечтаю жить в Мексике, но там воруют людей!»

- Вы два года живете в Берлине. Почему уехали из Парижа?

- Я жил там больше 30 лет, все там узнал, уже не интересно. Хотел уехать в провинциальную Мексику — но пока я мечтал о ней лет 15, она стала опасной страной, там похищают иностранцев за выкуп. Решил посмотреть, как живут в Берлине.

- Чем вы занимаетесь сейчас? Почему ушли из прессы?

- Работаю над заказами — снимаю для книжек, например. Из прессы я ушел в конце 2010 года, вышел на пенсию, несмотря на то, что мне предлагали работать еще 5 лет на хорошей зарплате. А все потому, что прессу Франции скупили 2 военные группировки, и им не нужен журнализм. А мне только он и интересен. Раньше я сам выбирал темы, ходил снимал, сейчас не дают такой возможности.

- Вы — очень увлеченный человек. И все-таки, у вас есть хобби?

- Фотография — дело моей жизни. А увлечений у меня нет. Есть друзья, художники - хожу к ним.

- Ваши дети увлекаются фотографией?


- Дочь - актриса французского театра, зарабатывает мало, научилась монтировать фильмы. Вот, например, фильм «Маруся», в которой она сыграла небольшую роль и который сама монтировала, прошел на берлинский кинофестиваль. Сын — адвокат, зарабатывает больше меня. Он оформляет богатым русским сделки за границей. Жизнь идет вперед...

Досье:

Владимир Сычев — репортажный и модный фотограф. Снимал знаковые политические события, снимки с которых печатали крупнейшие издания мира.

Родился в Казани в 1945 году.

1964 - 1970: учёба в Казанском Авиационном институте, играл на саксофоне в СТЭМ. По окончании КАИ работал два года радиоинженером на Байконуре.

В 1965 году купил первый фотоаппарат и сразу увлёкся уличной съёмкой.

1972 - 1979: Москва. Профсоюз художников – графиков на Малой Грузинской: иллюстрации для книг, журналов, обложки пластинок. Будучи в дружеских отношениях с диссидентами и неофициальными художниками, мне был закрыт доступ в официальную прессу.

С 1974 по 1979 год у себя на квартире организовывал выставки нонконформистов, в том числе Одесситам, Ленинградцам, Михаилу Шемякину; устроил единственную в Москве выставку еврейских художников.

Франция 1980: был первым советским фотографом, прехавшим на Запад с архивом повседневной жизни в СССР. Агентство СИПА Пресс: встреча с Гокшиным Сипаоглу. В журнале «Пари Матч» сразу на 44 страницах были опубликованы первые фотографии и текст в виде интервью.

После публикаций в «Пари Матче» Владимира Сычева нашёл знаменитый Хельмут Ньютон, который уговорил французский «Вог» дать пробную съёмку. В сентябрьском номере «Вога» были опубликованы 40 страниц под заголовком «Высокая Мода глазами Владимира Сычёва».

1980 – 1982: сотрудничество с французским журналом «Вог» - показы мод, портреты её создателей и т.д. Выставки во Франции.

1980 – 2010: фотограф агентства СИПА Пресс, где снимал в основном международную хронику: падение Берлинской стены, свержение Чаушеску, 3 дня с Михаилом Горбачёвым в кругу семьи после его отречения, 1-й и 2-й путч в Москве, где я получил пулю, поездки с президентами (Жискар, Миттеран, Ширак, Саркози), Олимпийские Игры, Кубки Мира по футболу, фехтованию.

1981: выбран в числе 100 лучших фотографов мира для участия в книге «Один День из Жизни Австралии».

2009 - приглашён на Биеннале в Москву. Персональная выставка в галерее «Русский Мир» в Париже.