Казанский авиатор и инженер предлагает заменить автомобили дельталетами

"Раис Минниханов, полетав на дельталете, решил применять их для осмотра полей"

- Легко ли сейчас стать пилотом?
- Пилотом сверхлёгкого воздушного судна (это машина со взлётной массой массой не более 500 килограмм) можно стать за 2-3 месяца. Чтобы освоить более сложные приёмы или другой тип судна, нужно пройти дополнительное обучение. Мы летаем на пара- и дельтапланах (это средства без мотора, с куполом или с гибким крылом), на дельталётах, мотопарапланах (полноценные воздушные суда с мотором). Сейчас, когда правила полетов смягчили, все больше казанцев хотят летать.

- Кого из известных людей вы, как пилот, брали с собой в воздух?
- Мы участвуем в разных авиашоу, праздниках в республике. Однажды несколько лет назад взяли на борт Раиса Минниханова, главу Сабинского района, и он после этого решил, что с дельталёта гораздо удобнее осматривать сельхозугодья, чем объезжать их на УАЗе. Руководитель из нефтяной компании недавно у нас освоил дельталёт, теперь учится на самолёте! Многие политики подают хороший пример, летая на сверхлегких и легких воздушных судах.

- Сверхлёгкая авиация — опасный спорт?
- Травматизм у нас даже меньше, чем в других видах спорта. Опаснее водить машину - на автодорогах гибнут десятки тысяч. Благодаря низкой скорости (дельталёт — 70 километров в час, параплан — 35) мы можем экстренно выбрать площадку для посадки, будь то полянка или грунтовая дорога. 140-170 метров нужно дельталету для разгона и взлета, сверхлегкому вертолету достаточно нескольких метров.

- Могут ли птицы помешать полету?
- Скорее всего, нет, потому что мы летаем на малой скорости. Вообще, птица дня нас — хорошая примета. Бывает, птицы рядом с нами летят, потом сворачивают по своим делам.

Есть специальная система спасения, которую производит казанская компания (эта же фирма теперь еще разрабатывает и производит модели легких самолетов для сельского хозяйства и продает их по всему миру).С помощью такой системы спасения дельталет, к примеру, сможет опуститься на парашюте — пилоту нужно лишь дергает за рычаг. В мотопарапланах тоже есть запасные парашюты справа и слева (во время падения нужно быстрее привести его в действие с удобной стороны).

- Как вы ориентируетесь на воздушных просторах?
- Ориентируемся двумя способами: по карте и компасу или по навигатору, держим связь и с авиадиспетчерами. Туман нам обычно не помеха, а в сильный ветер мы не летаем. У нас есть погодный минимум, мы отслеживаем прогнозы, замеряем погодные условия на местности сами.

- Кстати, у вас машины без остекления — наверняка некомфортно летать в дождь, в мороз?
- Машины у нас без остекления, но можно и в мороз летать, если одеться, как нужно. Есть обогреваемые шлемы, спецкостюмы. Я летал в минус 20. А Казанец Владимир Малышев в 1992 году участвовал в международной экспедиции, перелетев через Берингов пролив на дельталетах в еще более сильный мороз. В конце концов, снегоходы тоже не имеют остекления, лыжникам никто не мешает заниматься спортом в мороз.

- Самолеты часто терпят крушение из-за износа. Как проверяют дельталеты?
- Мы летаем на уникальных моделях, это единичные экземпляры воздушного судна. И если детали вовремя менять, то они могут прослужить лет 20 и больше. Каждый год мы проходим сертификацию, чтобы подтвердить годность судов к полетам.

"Круче - только невесомость!"

- Почему люди хотят летать, как вы считаете?
- Круче — только невесомость! Сверху открываются потрясающие виды, иногда видим диких животных — косуль, зайцев, лисиц. Открывается новое измерение: по земле, воде мы перемещаемся только по двум осям координат, а вот ось Z – вверх-вниз — доступна только авиаторам, а еще акробатам и подводникам. Не понимаю парней, которые хвалятся тем, что боятся летать на самолетах в качестве пассажиров. В КАИ раньше не давали диплом без свидетельства пилота, это было правильно, я считаю.

- Случались ли курьезы?
- Летали мы на Кавказе с горы на дельтапланах. Один из товарищей приземлился на дерево и кричит оттуда: «Снимите меня!». Мы отнеслись к просьбе с юмором и пошли за фотоаппаратами.

- Кстати, какова география полетов?
- Мы путешествуем по всему миру: в Альпах летали, в Индии, Аргентине, собираемся в Турцию на майские праздники.

"В будущем дельталеты смогут заменить автомобили"

- Вы сами разрабатываете модели для полётов? С чего начинали?
- Я учился в КАИ (ныне КНИТУ), специальность — самолетостроение. Позже выбрал благородную профессию: работал в МЧС, выезжал на пожары, спасал людей. Работал сутки через трое, в эти свободные три дня занимался авиацией, делом своей мечты. По состоянию здоровья я смог стать пилотом сверхлегкого воздушного судна, стал летать на дельтаплане. Поскольку летать особо было не на чем, начали сами создавать аппараты, а авиазаводы снабжали материалами. Для выпускников КАИ это было нетрудно: смотрели фото и чертежи в журналах, обсуждали увиденное и придумывали новое.

- Как обстоят дела с созданием моделей сейчас?
- Конструкторское бюро в КАИ уже не работает, но мы не теряем надежды. Профессия авиатора сейчас не престижна, но, как я говорил, интерес молодежи к полетам сохраняется. Авиаторы - одержимые люди, нас ничто не останавливает. Настоящий художник не перестает рисовать, если у него нет денег.

С 2002 года с товарищами развиваем авиаклуб — обучаем полетам, организовываем полеты, участвуем в спортивных соревнованиях, например, чемпионатах России по сверхлегкой авиации. Модели продолжаем разрабатывать, приобретаем детали за рубежом. Пока мы ищем инвесторов, у нас много идей.

- Какие планы на ближайшее будущее?
- Мы ищем новые решения, участвует в республиканских и российских конкурсах, грантах. Например, недавно в Татарстане получили награду за идею развивать авиатуризм — летать друг другу в гости на дельталётах. В будущем они могут заменить автомобили.

Летом предполагаем искать пропавших людей — грибников, туристов, детей... Для этого намерены сотрудничать с организацией «Лиза Алерт». Такой метод за рубежом давно применяется.

Также планируем сопровождать экспедиции на дельталётах. Они могут пригодиться в осмотре местности с высоты, фотосъемки, транспортировки больных, срочной перевозки небольших грузов. Сверхлегкие воздушные суда — неприхотливые и недорогие. Летный час вертолеты типа «МИ-8» стоит 300 тысяч рублей, дельталета — 6 тысяч. А если говорить о покупке, то хороший дельталет стоит как средней цены автомобиль.

- Что успеваете за 60 секунд?
- Взлететь и подняться на 150 метров, сделав боевой разворот или один виток виража.