Бизнес-история: как Камиль Шайдаров, начав с авторемонта, стал миллиардером

Камиль Шайдаров относится к такой группе людей, которая сейчас называется модным словом self-made. Сегодня этот казанец, добившийся успеха только благодаря своим личным качествам и толике везения, сдает в аренду свои многочисленные владения, коллекционирует редкие ретро-автомобили, а теперь еще занимается реставрацией приобретенного здания Чернояровского Пассажа

"С удовольствием работаю на стройке!"

Мы договорились о встрече у входа в Чернояровский Пассаж. За тяжелой дверью загремели ключами, и через пару секунд на пороге появился наш импозантный герой в элегантном костюме, который, указывая на свои ботинки, пошутил:

- Все уже привыкли к моей грязной обуви: все время на стройке, здесь без меня ничего не движется, иногда потом сразу приходится идти или ехать по делам.

"Стройка" идет как внутри Пассажа, так и на заднем дворе, где тоже расположены старинные постройки. Чернояровский Пассаж Камиль Шайдаров выкупил год назад, рискнув почти всем, что у него было. Вообще, рисковал лэндлорд не в первый раз — он уверен: без смелых решений не достичь больших высот.

"Кто не рискует, тот не ест мороженого!"

- Эта фраза из детства навсегда запала в душу, - начал свой рассказ Камиль Шайдаров. - Детство я провел на Урале. Там по соседству с нами жил один пожилой еврей. Как-то раз мы собрались на гору Колчаковский камень пешком и гадали, сможем ли вернуться засветло. Он тогда и сказал нам: "Кто не рискует, тот не ест мороженого". И мы рискнули. Пришли ночью, родители нас обыскались! Но мечту свою мы воплотили. Это был мой первый серьезный риск.

Забегая вперед, скажем, что второй раз Камиль Шайдаров рискнул по-крупному, уже будучи взрослым и семейным человеком — с двумя детьми на руках. И не прогадал. Но обо всем по порядку.

Как клиент автосервиса научил научных работников кирпичи класть

Свой первый бизнес Камиль Шайдаров открыл, будучи аспирантом (он получил диплом КАИ в Казани, переехав с Урала). И начиналось его дело с весьма забавной истории.

- В конце 80-х очень хотелось свое дело. Собрались мы вместе — я, аспирант (позже стал кандидатом экономических наук), и двое моих товарищей (один был кандидатом физико-математических наук, другой - исторических) — и стали делать то, что умели: ремонтировать автомобили. Это был единственный автосервис в СССР, не считая сервиса в Литве. О нас даже написал журнал "За рулем".

Клиентов у нас было немало — мы не боялись браться за сложные задачи. Но ютились мы в каморке без крыши и почти без стен у РКБ. Днем ремонтом занимались, ночью пытались строить стены.

Вот привезли нам кирпичи, цемент — а мы даже не знаем, как раствор готовить, как ровно стену выкладывать. Ночь на дворе, а мы стараемся, мучаемся. И тут приезжает мужчина на КАМАЗе с «Жигуленком» и просит срочно починить двигатель — завтра свадьба у дочери. Мы просим его перенести ремонт на утро — но его это не устроило.

Он взглянул на стену и сказал: "Вы неправильно кирпичи кладете". Выдернул из ботинка шнурок, подвесил груз к нему и "измерил" наклон стен. Оказалось, что он каменщик. В результате он за ночь нам три стены построил, а мы ему движок отремонтировали. Это был первый в моей жизни бартер. Тогда же за ночь освоил вместе с ним профессию каменщика — наклон стен и сейчас определяю с "первого взгляда". А этот клиент порекомендовал нас всем своим знакомым, после чего наш бизнес пошел в гору.

"Полторы тысячи таксистов мы выпустили на улицы за насколько недель"

После публикации в журнале "За рулем" я познакомился с учредителем автосервиса в Литве. У них тогда уже вовсю ездили частные такси, а у нас только "бомбилы", которые работали вне закона, и городской таксопарк.

По бартеру я обменял запчасти на "шашечки" для такси, после чего мы предложили казанским частникам: "Легализуйтесь, устанавливайте "шашки" на машину и выходите на работу — мы выдадим вам удостоверения". Через пару месяцев на улицах стали работать полторы тысячи наших водителей!

Моя мама по иронии судьбы работала тогда экономистом в городском таксопарке. И так получилось, что он разорился вроде как из-за нас. Она тогда призналась, что ей было неудобно на работу ходить — все обвиняли ее сына, угрожали даже. Но городу только лучше стало: мы предложили казанцам хороший сервис и доступные цены на такси.

Все вокруг говорили: "Вы гребете деньги, вас всех посадят". Меня вызывали в обком партии, читали мне лекцию о том, что нельзя так много зарабатывать. Тогда я услышал от министра финансов такую фразу: "Зарабатывай, сколько хочешь, но показывай столько, сколько нужно".

Слово "кооперативщик" произносили со злобой и пренебрежением. Никто не воспринимал бизнес как полезную для общества работу, когда у людей появлялся выбор товаров или услуг. И нужно было объединять усилия, вести общественную работу.

Я стал председателем Союза кооператоров, был избран президентом Союза предпринимателей. Тогда надо было на всех уровнях бороться, идти в депутаты. Я несколько лет был членом президентского совета поддержки предпринимательства при Шаймиеве. Хотелось создавать условия для своих коллег-предпринимателей, чтобы наше мнение имело вес, чтобы нас не считали спекулянтами (тем более что в одно время закон о кооперации чуть не отменили). Мы организовывали ассоциации по строительству, торговле, открывали банки...

Пока занимался этой деятельностью, мой бизнес, связанный с такси, был делегирован. И без моей поддержки, к сожалению, быстро умер.

"Миллионер" Шайдаров сделал покупку к Новому году, оставшись без крыши над головой

Итак, молодой предприниматель остался без такси, зато у него появились другие возможности для ведения бизнеса: создавал банки, застраивал таунхаусами целые улицы, занимался торговлей. В 1992 году многое в его жизни изменилось.

- На тот момент я был соучредителем банка "Континент" (его судьба была печальна: партнер разорил банк, включив в состав акционеров своих родственников), и у меня была моя личная недвижимость — квартира.

Будучи хозяином этого "богатства", я узнал, что город проводит аукцион — выставляет на продажу 5 объектов. Я понял, что не могу пропустить такое. Чтобы заплатить первоначальный взнос, нужно было внести 4 миллиона рублей. Таких денег у меня не было.

Я пошел на риск: заложил свою "двушку" и однокомнатную квартиру жены. Супруге сказал, что делаю в обеих квартирах ремонт, и мы всей семьей (с двумя маленькими детьми, собакой и кошкой!) переехали к родителям.

Тогда уже началась инфляция. Я заложил обе квартиры в банке, заплатил взнос и купил на аукционе 22 декабря сразу 3 лота на 6,7 миллионов рублей. Это были огромные деньги (для сравнения — автомобиль стоил 7 тысяч рублей).

Жена узнала обо всем из газет! В одной из них статья называлась так: "Миллионер Шайдаров делает покупки к Новому году". А я не был никаким миллионером! Но мое чутье меня не подвело: я был уверен, что инфляция не остановится на этом уровне.

Я пришел в банк и предложил: "Я продам квартиру, внесу деньги, затем продам вторую". Управляющий банка тут же захотел купить первую квартиру. Причем не за 2 миллиона, как я ее закладывал, а за 3,5. Вторую квартиру я продал его знакомому — банкиры понимали, что будет дальше с инфляцией, и предпочли не отказываться от покупки недвижимости.

Так Камиль Шайдаров получил 8 миллионов, почти 7 из которых заплатил за городские объекты. Но жить его семье было негде:

- На сумму чуть больше миллиона квартиру было не купить, родителям мы надоели. И весной мы переехали на базу отдыха, где прожили до следующего ноября. Там было так холодно, что мы грели комнату с помощью двух утюгов. Пеленки детям приходилось стирать в холодной воде. Я назанимал денег у знакомых и купил двухкомнатную "хрущевку", сделал в одной комнате ремонт и перевез туда семью. Доходы с бизнеса были, я быстро рассчитался за квартиру.

Через год "страданий" у бизнесмена были в собственности и объекты недвижимости, и свое жилье.

- Когда я покупал эти объекты, все вокруг снова говорили: "Не надейся, вас все равно посадят, а объекты отберут. Аукционы проводят специально, чтобы вас, богатеев, выявить". И действительно, потом я судился с властями, которые правдами и неправдами пытались вернуть обратно эту недвижимость. К счастью, мне это удалось.

Как бизнесмен стал лэндлордом: кафе «Мороженое» осталось без десерта

"Кто не рискует, тот не ест мороженого" - эту фразу из детства бизнесмен не забывал. Однако, приобретя на аукционе у города кафе "Мороженое", он не стал использовать его по прямому назначению: слишком дорогое удовольствие в "смутные" времена. Вместо этого коммерческую недвижимость Камиль Шайдаров стал сдавать в аренду.

Постепенно, используя свои знания в сфере экономики и финансов, бизнесмен скупал недвижимость в Казани для последующей сдачи в аренду. Сейчас общая площадь объектов составляет порядка 30 тысяч квадратных метров.

- Сейчас это мой основной бизнес, в котором мне помогает мой сын. Он же занимается и ткацкой фабрикой, история которой берет начало в 1941 году (ЗАО "Казанский текстиль") - она была выкуплена, когда находилась на грани банкротства, также у него есть таксопарк. Все это формирует доходы, которые мы закапываем в "руины" - в реставрируемый Пассаж.

Там, на стройке, я провожу основное время. В общем, "плохой я человек", лэндлорд, "пью народную кровь", - улыбается бизнесмен. - Прошло время, когда народ ругал "кооперативщиков", но люди до сих пор негативно относятся к бизнесменам и уж тем более к "лэндлордам". Хотя те же бабушки, которые лет 10-20 назад жаловались на постоянную стройку на Кремлевской, теперь приходят в банки, которые разместились на первом этаже Пассажа, и восхищаются отреставрированным фасадом.

"В детстве собирал старинные монеты, потом увлекся ретро-автомобилями. И старинными зданиями"

Чтобы купить Пассаж, Камиль Шайдаров год назад снова рискнул почти всем, взяв большой кредит и многое заложив. Пока проект не приносит прибыли, а только поглощает доходы с разных видов бизнеса. Чем руководствовался бизнесмен, когда покупал это здание? Вероятно, не только деловыми просчетами.

Пассаж — не единственный экземпляр в "коллекции" лэндлорда. К примеру, известная ткацкая фабрика, эвакуированная из Ленинграда в Казань, располагается в корпусах дореволюционной пуговичной фабрики, которая строилась в лютые морозы. Сейчас площади на фабрике сдаются. Кроме того, она известна своей георгиевской ленточкой, которая накануне Дня Победы расходится по городам России.

Вообще, интерес к истории и старине развивался еще с детства — юный Камиль собирал антикварные монеты, кованые гвозди и другие вещицы, многие из которых находил в старых зданиях или на улице. Потом это выросло в серьезное увлечение — коллекционирование редких ретро-автомобилей.

- Свой первый автомобиль я "встретил" случайно в 1975 году: пошел покупать по объявлению штурвал от судна "Академик Берг". Мужчина открыл гараж и за штурвалом я увидел полусгнивший "Опель" 1932 года. Чтобы купить его за 400 рублей, я сдал в комиссионку все свои вещи — журналы, велосипед, что-то еще...

Интересно, что этот "Опель" так и не выехал за пределы гаража Камиля Шайдарова. Зато он стал первой ласточкой в ретроколлекции. А в ней сейчас есть очень редкие автомобили. Например, "Форд" 1914 года, выпущенный в первый год работы завода. Опять же, коллекционер обнаружил ее случайно:

-Я в свободное время ездил по США в поисках заветных моделей, но меня разочаровывали ретромашины с современными двигателями. А потом на мероприятии познакомился с коллекционерами "Фордов", они рассказали мне, где искать редкие модели. Поехал смотреть одну из них — и совершенно случайно перехватил 100-летний автомобиль, который везли в музей, полетел за деньгами в Россию...

Сейчас мои автомобили участвуют во всевозможных выставках, парадах. Иногда сам сажусь за руль — приходится ехать по городу без номеров и поворотников. А в качестве машины на каждый день я выбрал "Рэндж Ровер".

Совет из личного опыта: "Обходитесь без секретаря, шикарного офиса и дорогой машины"

Открыть бизнес легко, удержаться на рынке сложно. Не хочу пугать начинающих предпринимателей, но 97 процентов разоряются в первый год, и еще большая часть не "доживает" до 3 лет.

Поэтому мой главный совет таков: готовьтесь идти до конца. Вам, скорее всего, придется спать по 4 часа, делать многое самому. Скажите себе: "Пока я не заработаю 1 миллион — долларов, а не рублей — мне не нужен шикарный офис и дорогой автомобиль". Всю прибыль вкладывайте снова в дело.

Я наблюдал много печальных судеб тех, кто на первую прибыль покупал себе дорогое авто и снимал престижный офис. Это все помеха доя настоящего бизнеса. Вскоре такие офисы пустеют, а сами предприниматели "идут по миру" и остаются должны банкам.

Наверное, именно поэтому у меня до сих пор нет секретаря. И нет презентабельного офиса: есть очень маленькая площадь с оргтехникой, чтобы торговать ценными бумагами и вести переписку...

Кстати

Камиль Шайдаров решил устроить для наших читателей экскурсию по Чернояровскому Пассажу. О том, как выглядит Пассаж внутри и какие "привидения" там водятся, можно узнать здесь: business.prokazan.ru/business/view/70795/