Владелец сети автосалонов рассказал, как Минниханов открыл народу корейские авто

"Мы видели, как жизнь проходит мимо..."

- Истории этой 20 с лишним лет, - начинает рассказ Михаил Борисович.- Наша бизнес-команда состоит из 4 человек. В конце 80-х мы все вместе работали в научной лаборатории в Казанском физико-техническом институте академии наук СССР.

Михаил Борисович - математик. С коллегами-учеными он занимался расчетами на прочность автомобилей с середины 80-х. Они писали компьютерные программы и внедряли их в конструкторских бюро российских автомобильных заводов. Это принесло свои плоды: так появились связи с "КАМАЗом", "ГАЗом", Курганским автобусным заводом.

В конце 80-х появились первые персональные компьютеры. Тогда ученые сразу же переделали программы под них. Но зарплата разработчиков в 120 рублей их не устраивала, как и перспектива защитить кандидатскую и уехать за рубеж.

- Мы видели, как люди уже делают баснословные состояния на компьютерах. Отправляют за границу металлолом и получают совершенные машины. Помните, были такие Центры научно-технического творчества молодежи? Так вот, через них и происходила поставка компьютеров. Из таких «комсомольцев» вышли первые миллионеры — Ходорковский, Тарасов и пр. Мы решили тоже не упускать момент и решили уйти из института в самостоятельное плавание и создали свою собственную компанию – Научно-производственную фирму АКОС. Которая так и расшифровывалась – Автоматизация-Компьютер-Сервис.

"С нами расплатились автобусом, и мы начали бизнес"

У этих самых поставщиков в начале 90-х они начали покупать компьютеры и поставлять их в конструкторские бюро автозаводов вместе с программными продуктами, которые сами создавали. Сложно предположить, как бы дальше развивался этот бизнес, если бы через год не рухнула социалистическая система распределения товаров. Это было только на руку молодым предпринимателям. - Многие организации бросились покупать то, что раньше купить без так называемых "фондов" не могли.

- А тут как раз Курганский завод расплатился с нами автобусом. И мы... продали его по объявлению. Когда наш телефон стал разрываться от звонков желающих его купить, мы поняли — вот на чем можно делать деньги! , - вспоминает Михаил Борисович.

Партнеры договорились с Курганским автобусным заводом, что тот будет поставлять им автобусы на дилерской основе. В 93-м бизнес достиг своей победной вершины — команда продавала по 100 автобусов в месяц. При этом все делали сами: сами разгружали с открытых железнодорожных платформ, сами перегоняли, сами продавали.

- Нашими клиентами, кстати, становились заводы, колхозы, фабрики, школы, больницы, министерства. Один раз даже выиграли тендер по поставке автобусов для Таможенного комитета России. Со всех таможен приезжали представители за автобусами. Даже с Дальнего востока и своим ходом месяца через 2 они планировали добраться обратно, - смеется бизнесмен.

Но дальше дело не пошло. В 94-м поток клиентов иссяк. Все, кто хотел, уже купил себе автобусы, а срок их эксплуатации более 15 лет.

"В Казани продавали только "Жигули" с засыпанных щебнем стоянок"

Итак, нужно было искать новую нишу. Благо, в 90-е годы незанятых ниш было очень много.

- В Казани продавали только "Жигули" с засыпанных щебнем стоянок и этот бизнес был ОЧЕНЬ криминализирован. Поэтому мы обратили внимание на Горьковский автомобильный завод, так как были знакомы с его продукцией – именно он поставлял шасси для производства автобусов КАВЗ. Успешно провели переговоры, стали их дилером и это сотрудничество продолжается до сих пор.

Вскоре после этого лихие 90-е подкинули команде ученых-бизнесменов еще один шанс. В 93-м году в Казань приехали представители южно-корейской корпорации Daewoo .

- Велись активные переговоры с Российским правительством — они хотели строить завод по производству автомобилей в Елабуге. Но завод построили позже в Узбекистане. Зато мы вовремя успели обратиться к их высокопоставленному менеджеру, который руководил здесь представительством с предложением стать их дилером в Татарстане. Ответ был прост — "Закупайте партию в 100 машин и продавайте". Каждое авто стоило от 5 до 8 тысяч долларов. Такой суммы у нас не было. Но путем полугодовых переговоров мы сократили количество машин для первой закупки до 20. Мы взяли кредит в банке, хотя получить его было нелегко. В 94-м получили из Кореи авто— морем они пришли в порт Находка на Дальнем востоке, а далее в вагонах перевезлись через всю Россию в Казань. Мы получили лицензию на таможенный склад, поставили туда машины и стали искать клиентов.

"Президент стал первым покупателем"

С легкой руки одного из первых покупателей началась торговля.

- Рустам Нургалиевич Минниханов стал одним из первых, кого заинтересовал невиданный доселе «корейский зверь». Тогда он ездил на девятке и занимал пост главы Высокогорского района, где у нас располагалась база. Казанцы тогда вообще не были знакомы с корейскими авто, говорит Михаил.

В республику только пригоняли подержанные "Мерсы", "Фольксвагены" и "Форды". А другие салоны продавали "Жигули" с засыпанных щебнем площадок и тоже не думали об иномарках. Поэтому, несмотря на осторожность покупателей, продажи набирали оборот: в 94-м продали 20 машин, в 95-м — в 5 раз больше. В 1997 году число проданных авто выросло до тысячи. Тогда "Акос" в продаже автомобилей DAEWOO уступал в России только "ЛогоВАЗу" Березовского. Было это в уже открытом первом автосалоне. Первый салон разместился в здании бывшей Казанской универсальной биржи — на перекрестке Ибрагимова и Солдатской. Потом переехали в более современное здание на Халтурина.

"Кризис 98-го стал стимулом к развитию"

Сейчас в Казани три больших дилерских центра (в них входят всего 7 салонов). Еще 2 салона находятся в Альметьевске и 3 — в Челнах. Бизнес растет и развивается, и уже сейчас «Акос» занимает порядка 15 процентов рынка автомобилей в РТ. Останавливаться на достигнутом бизнесмены не собираются — тем более что предыдущие победы только вдохновляют:

- Считаю, что мы стали первооткрывателями корейских машин в Татарстане, - продолжает тему Михаил Борисович. - Сейчас Татарстан занимает второе место в Росси по продажам "корейцев". Мы смогли убедить народ в их надежности. Я говорю не только о Daewoo (которые сейчас продаются под брендом Chevrolet), но и Hyundai и Kia. С 2000-х годов у нас началась эпоха новых брендов. Мы, пережив упадок в печально известном 98-м, стали вести активные переговоры с другими компаниями. Так мы стали дилерами Nissan, Suzuki, Kia, Hyundai с большинством из которых работаем и сейчас. Были и неудачные опыты с Citroen, Fiat и SsangYong.


Недавно бизнесмены открыли салоны Mitsubishi и Ford. Именно с ними связаны ближайшие цели по развитию. А осенью "Акос" открывает дилерский центр Infiniti.


Блиц-опрос:

- Какие трудности вам пришлось преодолеть на старте?
- Тогда были громадные ставки по кредитам. 240 процентов годовых - это было обычное дело в начале 90-х.

- Сколько вложили в свое первое дело?
- Нисколько не вкладывали. С нами же расплатились автобусом за интеллектуальный труд, и мы его продали с хорошей прибылью. А потом стали работать на условиях дилера. Сейчас же без стартового капитала ничего не получится.

- Каков оборот компании сейчас?
- Сумму не назову, но скажу, что продаем 10 тысяч автомобилей в год.

- Вы прошли "школу 90-х". Сталкивались ли с криминальными разборками?
- Конечно. Сталкивались как все и выходили из ситуации так же, как и все (смеется).

- Чем занимаетесь в свободное время?
- Играю в большой теннис. Сейчас появилась дача — много времени уделяю ей.

- На каком автомобиле ездите сами?
- На KIA Sorento. До этого ездил на Daewoo, Nissan. А первую машину, вазовскую «Шестерку», купил в 92-м на какой-то непонятной стоянке в Москве...

Советы начинающим:

- Ищите новые ниши. Больше всего их в торговле продуктами первой необходимости — на них всегда есть спрос. Но и сервис и услуги для населения это большая зона предпринимательской активности, несмотря на большую конкуренцию. Конечно, много можно сделать в IT-сфере.

- Подумайте, где возьмете стартовый капитал. С нуля, на пустом месте, можно было начать дело в 90-е, но не сейчас. Исключение могут составить IT-проекты. Еще нужно знать, что банки дают кредиты только компаниям, которые проработали успешно не менее 6 месяцев.

- Мне нравится пример Леонида Барышева с компанией "Махеевъ". Уже в 2000-х ему удалось создать не только торговый бизнес, но и масштабное производство. Причем они занимают 2-3 место в России.

- Предпринимателями, наверное, не рождаются. И если хотите быть успешными, начинайте свое дело со школьной или студенческой скамьи. Воспитывайте в себе тягу к зарабатыванию денег. Но, именно, к честному зарабатыванию с помощью своего труда.

- Начинайте бизнес с партнерами. В одиночку идти сложнее, а коллеги вносят свой вклад в общее дело. Главное сохранить доверие между партнерами на долгие годы.