Башкирские нефтяники проникли на рынок Татарстана

Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", на топливном рынке республики произошло невиданное событие – на десятках автозаправок скоро появятся вывески "Башнефть". Это результат заключения компанией "Автодорстрой" так называемого джобберского договора (о прямой поставке нефтепродуктов от поставщика) сроком на пять лет с башкирским поставщиком. Эксперты считают, франчайзинг - шаг для АЗС вынужденный и продиктован тенденцией к укрупнению топливного рынка, а с другой - это идеальный способ выхода башкирских нефтепереработчиков на новые рынки.

Как рассказал газете "БИЗНЕС Online" коммерческий директор ООО "Автодорстрой" Алексей Пятницин, сейчас "Башнефть" разрабатывает новый бренд и фирменный стиль для автозаправок, определяет стандартные условия для договоров франчайзинга.

"Автодорстрой" включает 51 АЗС в РТ и Самарской области, а также 16 АГЗС в Татарстане.

В то же время участники рынка говорят, что "Башнефть" договора заключает только с компаниями, имеющими сеть, состоящую не менее чем из пяти эффективных АЗС. Джобберский договор предполагает, что размер фиксированной выплаты за пользование товарным знаком "Башнефть" составляет 150 тыс. рублей в год с одной АЗС, скидка в 10% полагается, если в сети больше 20 АЗС.

Один из участников рынка на условиях анонимности рассказал, что джобберские и франчайзинговые соглашения активно практикуются на рынке нефтепродуктов. Однако здесь есть свои издержки:

Также надо отметить, что франчайзинговую схему пытается развивать и "Татнефтепродукт", заключая соглашения с бывшими АЗС, работавшими под вывеской "Витязь" в Самарской области. Здесь татарстанцы пытаются жестко контролировать качество продаваемого топлива, которое бензовозами возится с казанской нефтебазы.

"Башнефть" является вертикально-интегрированной компанией, которая весной 2009 года перешла под контроль московской АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Что интересно: после поглощения "Башнефти" в федеральных СМИ активно циркулировали слухи об интересе "Системы" к татарстанской "нефтянке" и даже озвучивалась готовность москвичей приобрести "Татнефть". Информация тогда не подтвердилась. Но, похоже, "Башнефть" нашла другую дорожку в Татарстан.

"Автодорстрой" имеет 51 АЗС в Татарстане и Самарской области, а также 16 АГЗС в республике

Как известно, "Башнефть", помимо нефтедобычи, владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами мощностью 24,07 млн. тонн в год ("Уфанефтехим", Уфимский нефтеперерабатывающий завод и "Новойл"), которые изначально строились под поволжский кластер и в первую очередь под татарскую нефть. Долгое время уфимские НПЗ были основными поставщиками автотоплива для татарстанского рынка. Сейчас половину потребностей рынка закрывает ТАИФ-НК. Но на фоне планов запуска производства бензинов на ТАНЕКО и увеличения глубины переработки ТАИФовского НПЗ башкирские переработчики озабочены удержанием рынков соседних регионов, включая Татарстан. Аналитик "Инвесткафе" Виталий Михальчук говорит, что не случайно "Башнефть" озвучила свои планы увеличить свою розничную сеть с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах.

Виталий Михальчук - аналитик "Инвесткафе" заметил, что "Общий объем розничного рынка нефтепродуктов Татарстана составляет около 800 АЗС, в объемах - 1,15 миллиона тонн бензина и 1,5 миллиона тонн дизельного топлива. На рынке наибольшую долю занимают "Татнефтепродукт" (167 АЗС, 21% рынка), "Татнефть" (153 АЗС, 19% рынка) и "Автодорстрой" (около 50 АЗС, 6% рынка)."

Сейчас половину потребностей автотоплива для татарстанского рынка закрывает ТАИФ-НК

Павел Строков - директор по стратегическому развитию ООО ИАЦ "Кортес" (Москва), пояснил, что "Башнефть" очень активно развивает собственно сбытовую сеть, в том числе и через такого рода программы (соглашение о сотрудничестве и подписание джобберского договора). У этой компании достаточно широкие планы по регионам, и то, что она открывает в Татарстане, - это несомненный плюс."

По его словам, у компании есть достаточно большие возможности для того, чтобы выполнять эти программы. У компании хорошие мощности по нефтепереработке, которые дают качественный продукт.

Казанцы уже начал активно обсуждать открывшуиеся перспективы. Так, пользователь под ником Антон отметил, что "не понаслышке зная качество бензина Башнефти по их заправкам в Башкирии, буду заправляться на АЗС Башнефти в Татарстане. Учитывая, что это франчайзинговая схема, самое главное, чтобы наши (Автодорстрой) не бодяжили... А то может получиться как с Лукойлом, когда на фирменных заправках Лукойл-Уралнефтепродукта отличный бензин, а многочисленные франчайзинговые АЗС с вывеской Лукойла лучше объезжать стороной... "

Пользователь под ником Fenris также заметила, что на рынок Татарстана пришел "сильный бренд, хорошее качество, спокойно можно заправлять иномарки, сами будем заправляться!"