Пионер казанской наружной рекламы Айрат Сафин: "Начинал с эротических афиш"

"В детстве я ходил в художественную школу, но поступил на физфак"

В школе дети делятся на четыре типа: одни после учебы бегают по улицам и безобразничают, другие ходят на спортивные секции, третьи - в музыкальную школу, четвертые – в художественную. Я относился к последнему.

Но поступил на физический факультет Казанского государственного университета. За что нужно сказать спасибо школьному преподавателю физики, который появился у нас в шестом классе.

До него была учительница, которая бубнила что-то под нос до звонка и - до свидания. И мне до физики не было особого дела. Этот человек стал преподавать свой предмет интересно и неформально, благодаря чему многие начали физику любить. Да и ему досталось этой любви с лихвой: физика уважали мальчишки, даже отъявленные хулиганы, а девочки поголовно влюблялись.

И с факультетом мне очень повезло. В восьмидесятые физфак был очень модным местом. Как-то совпало все: молодой декан, веселый и продвинутый комсорг. У нас проводились рок- концерты и дискотеки, где, благодаря тому, что всем мы – студенты факультета, умели паять и разбирались в технике, были самая лучшая аппаратура и светомузыка. День физика проводился с шиком – на сутки отменялась власть ректора, избирался президент факультета (а за неделю до этого проходили самые настоящие выборы), вводилась собственная валюта.

Проводились тараканьи бега со ставками, продавалось пиво, преподаватели читали шутливые лекции, например, на тему "Теоретическая механика женщины". Мы устраивали шествие от физфака до Кремля, под собственным белым флагом, на котором красовалось уравнение Шредингера (это особо напрягало "гебешников", которые не могли понять, что это за масонские символы) и настоящим БТР-ом, взятым на военной кафедре.

Поскольку праздник проводился перед первым мая, все ехали на природу, где устраивался настоящий Вудсток, даже приезжали гости из соседних городов. Однажды появилась идея орггруппе праздника прибыть туда на вертолете. Мы с однокашником отправились на вертолетный завод с письмом от местной комсомольской организации и печатью декана.

Мы мало верили в успех. Но там, посмотрев на все печати, решили вертолет нам дать. Его прибытие на церемонию открытия вызвало настоящий фурор! Я был активным студентом: участвовал в местной футбольной команде, организации фестивалей и дискотек, рисовал все, что нужно – плакаты, афиши, стенгазеты. Самая замечательная особенность физфака тех лет состояла в том, что он сочетал в себе вольный дух а-ля Сорбонна 1968 года и фундаментальное образование. Благодаря чему человек развивался гармонично: и интеллектуально, и как прогрессивная личность.

Обнаженные женщины на афишах привлекали зрителя к неизвестным фильмам

После армии, учась на последних курсах, я задумался над тем, что нужно еще где-то параллельно работать. Помню, шел с кошелкой, в которой лежали были кефир и батон, мимо кинотеатра "Мир". Вижу там объявление "Требуются художник и сторож".

Думаете, меня заинтересовала вакансия художника? Ничего подобного, я подумал так: буду ночами сторожить и решать задачки по квантовой механике. В конце концов, при подготовке к экзамену и так не спишь, а тут тебе за это еще и деньги платят. Захожу и выясняю, что сторожа уже взяли, просто забыли объявление подправить.

Ну, говорю, тогда художником возьмите. К чести директора кинотеатра, она даже не удивилась, привела меня в каморку, показала кисти, краски, холсты – рисуйте! Фильм новый, японский - "Легенда о Нараяме". Сейчас, отвечаю, только можно я к вам в холодильник кефир поставлю… Что за фильм, я и понятия не имел, впрочем, руководство кинотеатра, похоже, тоже. Трудился два с половиной часа. В итоге нарисовал гору Фудзияма, заходящее солнце и название шрифтом, стилизованным под японские иероглифы. Понравилось.

Так я и начал всякие метафоричные афиши рисовать. А как иначе, налаженной системы прокатного маркетинга в то время просто не существовало. Например, помню, шел фильм "Маленькая Вера". Я знал только, что это картина о крушении надежд, о потере веры в светлое будущее. И нарисовал разбитое стекло, в осколках которого отражается голубое небо и облака.

Но самый знаменательный случай произошел после того, как наш директор приехала из Сочи, где на аукционе купила ленту "Крепкий орешек". Все, говорит, успех обеспечен, и если ты не сделаешь убойную афишу – уволю! Фильм, значит, едет в Казань, чтобы нарисовать его – нужно время, а как прибудет – сразу запускать. Я подумал-подумал и нарисовал обнаженную женщину, сидящую на корточках. И народ повалил! К счастью, фильм оказался интересным, на него ходили по нескольку раз.

Так я начал на каждую картину голых женщин рисовать. Что, в принципе, было оправдано – в те годы в каждой ленте был хотя бы один маленький, но эротический эпизод. Кинотеатр начал работать с аншлагами, я стал регулярно получать премии, и больше меня в нашем коллективе зарабатывал только директор.

В рекламу пришел благодаря бандитам

А в то время по-другому было нельзя, вся коммерция в той или иной степени была связана с ними. Сотрудничали по мелочи: то краску для автомобиля им подберешь, то номер подправишь. Естественно, бесплатно. Зато если, например, полагалось нарисовать вывеску для пиццерии, хозяин которой "ходил под братвой", говорили: "Он с тобой расплатится".

Однажды предложили сделать огромный рекламный щит для какого-то их банка. Он должен был висеть в аэропорту. Тогда плоттеров не было, все делалось вручную. А у меня в кинотеатре имелось довольно много запасных щитов. Тогда я впервые привлек помощников, которые грунтовали холсты, собирали всю эту конструкцию, а я – рисовал. В итоге, у нас получилась махина в 18 метров длиной, мы ее на улице разложили. Работали всю ночь, утром приехала директор, увидела бардак, ругаться не стала, но сказала: "Понимаю, жизнь тяжелая, но из кинотеатра ты уже вырос".

После чего мы с помощниками сняли подвал и начали работать. Как артель, без всякого юрлица. Но очень скоро стали известными и даже были выбраны главными подрядчиками Международного физического конгресса Ампера, наши щиты висели по всему городу. Очень скоро, правда, окрестные жители перестали терпеть нас.

Дело в том, что заказов стало настолько много, что мы не только не умещались в подвале, нам не хватало места и в близлежащем дворе, где мы завалили своими щитами крыши частных гаражей. И люди сообщили нам, что мы отравляем им жизнь и попросили на выход. Мы не растерялись и устроились в Центр экспертизы и маркетинга КГУ.

Мы были пионерами казанского графического и рекламного дизайна

Просто до этого в стране существовал только промышленный дизайн, а наша контора при университете занималась рекламной продукцией для УНИКСа и продвижения различных научных проектов. Там мы и начали работать с компьютерами. В основном, по ночам, поскольку нужно было обязательно пройти "Doom" до последнего уровня. После того как стрелялка нам наскучила, мы взялись за "Photoshop" и "CorelDRAW". Динамики в этих программах было не меньше, но еще и думать приходилось.

В то время все, кто начинал рекламный дизайн в Казани, общались другом с другом: такие известные ныне дизайнеры как Насекин, Кошкин, Яналиев, фотографы Богданов и Ахмеров. Работали вместе, ходили в одни клубы, посещали одни и те же тусовки. Словно импрессионисты на Монмартре.

Первые клиенты были небольшими и довольно забавными. Например, фабрика носков "Алсу", для которой мы с Андреем Богдановым сделали рекламный щит: красивые мальчик и девочка встречаются на свидании, но не он дарит ей цветы, а она ему - упаковочку с носками. Получилось мило и забавно. Большие щиты в то время делались "по-кусочкам", из ДСП, при помощи аэрографа, трафаретов. Потом на улице все это собиралось. Оракалы и плоттеры появились гораздо позже.

Кризис привел меня к мысли работать самостоятельно.

Перед 2008 годом я как дизайнер работал в крупной медиа-компании, у которой начались трудности, посыпались проекты. На тот период времени более профессиональной организации в городе не было, устраиваться еще куда-то – означало играть на понижение. Поэтому я решил начать работать на себя. Но при этом прекрасно понимал, что, действуя в одиночку, большого эффекта не добьюсь. Сотрудничество с крупными корпорациями убедило меня в том, что лучшего разделения труда ничего не найти.

Но я решил вооружиться не капиталистическим принципом, то есть - нанять кого-то, а из полученной прибыли львиную долю взять себе, а небольшую часть – ему. А потом я подумал - нет, лучше я этому человеку заплачу половину, а вдвоем мы общую работу сделаем быстрее. И возьмем еще заказ. Благодаря чему заработаем денег вдвое больше, чем если каждый бы двигался поодиночке.

Классический руководитель не создает конечный продукт, он только распределяет работу между подчиненными. Я же работаю сам, выполняя то, что у меня получается лучше всего. То же, что у меня выходит хуже, или то, что я не умею – делают другие.

Еще я взял на вооружение принцип дедлайна. Мне неважно, как и где человек будет делать свою работу, главное, чтобы он сдал ее в срок. Если его постоянно подгонять, то он будет нервничать и работать плохо. Пусть он опоздает и получит меньше денег, или в следующий раз я к нему вообще не обращусь. Все это действует гораздо лучше криков, планерок и выговоров.

Виртуальный офис позволяет работать быстрее и лучше.

Когда вокруг меня снова образовалась "артель" из восьми человек, я задумался над тем, где бы их всех вместе собрать. С одной стороны, когда мы работаем в коллективе и все работу делим между собой – это выгодно. Но для этого нужно создавать юрлицо, платить налоги, чиновникам, арендовать помещение, - и уже становится невыгодно. В конце концов, я же никого не эксплуатирую, кто сколько работает, тот столько денег и получает, пусть он сам за себя и налоги платит. Поняв это, я пришел к идее виртуального офиса. В некотором виде она существовала и раньше. Например, когда модный писатель сотрудничал с продвинутым журналом, к нему приезжал курьер из редакции, забирал статью и вез главному редактору – это уже был прообраз подобной схемы.

Сейчас для того, чтобы реализовать такую идею до конца существуют все необходимые технологи. Например, программа DropBox. Принцип ее таков: у себя на компьютере я делаю папку и складываю туда работу. Если ты в этой программе, то в твоем компьютере появляется такая же папка. Когда я делаю в ней какие-то изменения, то они у тебя также отобразятся, в свою очередь, если ты сделаешь изменения, то они отобразятся у меня.

В результате мы работаем словно в одном месте, хотя можем находиться в разных городах и странах. И даже лучше, чем в офисе, поскольку там мне пришлось бы подойти к столу коллеги, посмотреть на экран его компьютера, поинтересоваться что он сделал, вернуться и произвести изменения у себя. Здесь ничего такого не нужно. При этом образ всех наших действий и произведенных изменений хранится на удаленном сервере. Подозреваю, что где-нибудь в Силиконовой долине. И даже если у меня украдут компьютер, а коллега удалит по ошибке новые файлы, мы всегда сможем их восстановить.

Ну и, конечно, скайп!

Многие пользуются им как интернет- телефоном, но забывают о том, что с его помощью, например, можно проводить видео-конференции. Лично я с его помощью сейчас обучаю молодых дизайнеров в Лениногорске. В противном случае, мне бы пришлось постоянно туда ездить.

У виртуального офиса масса различных преимуществ. Благодаря ему ты один можешь участвовать в нескольких проектах одновременно, сидя дома или в кафе. В обычном офисе ты, как правило, трудишься над одной темой и, максимум, успеваешь вечером закончить еще одну - как подработку. Там происходит так: сделаешь направление, за которое отвечаешь, а потом просто сидишь и тупо ждешь, когда подтянутся остальные.

Здесь же ты можешь не ждать никого, а использовать время для другого проекта. Ну, и, в конце концов, в виртуальном офисе не приходится тратить время на пустую болтовню с коллегами и ненужные споры. Кстати, эта тема становится все более востребованной, недавно я посмотрел по телевизору передачу, где рассказывалось, что Тимур Бекмамбетов снял "Елки 2", ни разу не побывав на съемочной площадке.

Советы начинающим предпринимателям

Бизнес следует использовать для того, чтобы овладевать новыми знаниями. К своей работе я не отношусь, как к исключительно способу заработать деньги. Для меня это просто любимое дело. И еще я ценю ее за то, что она помогает постоянно учиться чему-то новому и полезному. Это когда ты молодой, у тебя есть время ходить на лекции. А в зрелом возрасте сконцентрироваться на учебном процессе довольно сложно. Поэтому, лучше всего расти интеллектуально, развивая собственный бизнес. Новые технологии, стратегии – все это нужно постоянно изучать, чтобы твоя деятельность шла в ногу со временем, а производимый продукт был конкурентоспособен.

Выбирай не тот проект, который сулит большие деньги, а тот, где ты сможешь работать в контакте с профессионалами высшего уровня или новыми технологиями. Тем самым ты делаешь задел на будущее. Деньги появятся обязательно, чуть позже. Благодаря тому опыту, который ты получишь, работая с высокопрофессиональной командой или освоив технологии завтрашнего дня.

Никогда не стой на месте. Работа говорит за тебя, люди узнают о тебе по реализованным проектам. Сделав что-то успешно нельзя расслабляться – всегда найдутся те, кто смогут предложить что-то другое, что покажется более интересным. Мир постоянно развивается, особенно в последнее время. Всегда будьте в гуще событий.

Родился 22 марта 1965 года В 1982 году с золотой медалью закончил среднюю школу В 1989 году закончил физфак Казанского государственного университета по
специальности радиофизика.
1989 – 1994 - директор фирм "Диада" и заместитель директора фирмы "УНИКС - шейпинг".
1994 - 1998 - дизайнер студий "Free-Design", "Блиц-мастер"
1999 - 2004 - заместитель главного редактора журнала "Мир без границ"
2004 – 2009 - территориальный арт-директор Группы глянцевых изданий "Абак-Пресс". Разработал фирменный стиль газетам и журналам "Восточный экспресс", "Светский" "Хороший вкус", "Дороже денег", фирменный стиль для iPad-версии журнала "Татарстан". Член Союза дизайнеров России.