Известный бизнес-тренер: почему работодатели делают из сотрудников рабов

- Я достаточно давно работаю с крупными российскими компаниями, - рассказал Константин Шамбер во время интервью. - Главная проблема, которую я вижу в России — это неуважительное отношение к сотрудникам. Изначально персонал воспринимается в качестве ресурса, из которого буквально "выжимают все соки". Такое отношение, приводит к тому, что сотрудник, понимая, что его используют, не получая моральной и эмоциональной поддержки, начинает все делать только по предписанию. Он не проявляет никакой инициативы. Пришло время переосмыслить отношения руководителя со своими сотрудниками, ведь эпоха рабовладения давно прошла.

На российском рынке, по словам Константина, достаточно талантливых, образованных людей. Если их правильно мотивировать, они будут работать эффективно.

Что для этого сделать? Константин Шамбер предлагает следующие решения:

"Не хлебом единым..."

- Сотрудник должен приходить на работу не только ради зарплаты, но и ради самой работы, ради самореализации, ради получения удовольствия от нее. Только лишь материальный стимул не принесет пользы. Основное заблуждение работодателя: "главное - хорошо платить, все остальное не важно!". Да, чтобы мотивировать сотрудника, вы можете повышать зарплату несколько раз в год (что для мелких и средних компаний просто нереально). Стимулы должны быть нематериальные! Это могут быть, к примеру, отношения между сотрудниками и руководителем, ощущение признанности, востребованности, ощущение причастности к общему делу, успеха.

Почему сотрудники не хотят учиться за границей...

- Работодатель должен изначально, еще при приеме на работу, определить интересы сотрудника, его способности, кем он себя видит в будущем. Обычно же работодателя интересуют только его собственные интересы. Был случай: один из директоров средней компании заявил мне: "Отправляю сотрудника на 8 месяцев на учебу за границу, вернется - зарплату увеличу в 2 раза. Представляешь, а он не хочет! Ну не дурак ли? Дурак!" Позже выяснилось, что молодой человек недавно женился, у него скоро появится ребенок. Понятно, что он не может уехать на такой длительный срок. Если бы руководитель умел разговаривать со своим сотрудником, слышать и слушать его, то был бы в курсе, и такого курьеза бы не произошло.

На работе, как в армии

- "Военные" методы работы с подчиненными крайне не продуктивны, самая главная функция начальника — не командовать, а руководить командой. Быть шефом и отдавать приказы, как в армии, это не работа настоящего руководителя! Сотрудники не должны любить вас или бояться, но должны уважать вас как руководителя. Вспоминается пример из личного опыта, я некоторое время назад консультировал относительно молодого руководителя (35 лет) в одной российской компании. Проблема была в том, что он постоянно требовал от своих сотрудников высоких показателей, командовал ими, его отношения с подчиненными носили откровенно "армейский" характер. Какая здесь может быть мотивация? Он не смог ответить на мой вопрос, какие интересы у его сотрудников. Когда мы начали более плотно работать, оказалось, что этот руководитель сам, будучи молодым специалистом, работал у такого же шефа, как и он сам сегодня, впитал эту систему управления людьми.

Вчера был диктатором, сегодня стал другом...

- Работа по изменению мотивации сотрудников - длительный процесс. Если вчера начальник был диктатором, а сегодня станет добрым и отзывчивым, это вызовет подозрение и неуважение со стороны подчиненных. Изменения должны идти постепенно. Нельзя идти резко против своих убеждений, но можно постепенно внедрять кадровые изменения. Если раньше вы говорили: "Сделай это немедленно до 12 часов, остальное меня не волнует", то теперь нужно действовать мягче: "Не могли бы Вы сделать это до 12 часов?". Но нужно важно понимать, что отказ сотрудника должен быть адекватен и уместен.

Поговорите "по душам"

- Проводите регулярно непринужденные разговоры с вашими сотрудниками. Даже в современных западных компаниях не все уделяют этому время. Но не стоит лезть в чужую личную жизнь, ограничьтесь вопросами: где ты себя видишь через год, какие у тебя планы на ближайшую жизнь, с какими трудностями сталкиваешься. Узнав об интересах сотрудника, можно совместить его интересы и интересы фирмы.

Соблюдайте баланс

- Важно создать коллектив с благоприятной атмосферой, где можно отметить день рождения, высказать свое мнение по поводу работы. Но нельзя давать и много воли, предлагать слишком дружеские отношения, принимать чью-то сторону, если сотрудники спорят...