Известный казанский кузнец сделал бизнес на ковке и колдовстве (ВИДЕО)

Режиссер, вышибала, и повар на рублевке

После школы родные пророчили ему славу военного офицера, он даже поехал поступать в университет правительственных связей. Не поступил — рванул в столицу — на удивление просто (говорит, тогда мальчишек хорошо брали: басню-стишок почитал — и все) поступил в "Кулёк" на режиссерское, где отучился 7 лет с парой "академов". В свободное время подрабатывал то вышибалой, то барменом в Большом театре с надписью в пропуске "буфетчица", был преподавателем английского и турецкого в начальной школе. Нормальные деньги начал зарабатывать, когда случайно друг, работавший на Рублевке на госдаче, пришел и сказал: "Срочно нужен повар, работа на каждый день".

- Поварского образования у меня не было, разве что в детстве, когда родители уходили — кормил сестренку с братишкой сам, готовил там чего-то, в принципе любил "кулинарить", - вспоминает сейчас свои "приключения" Алмаз.

Когда он пришел устраиваться на эту госдачу, суровый шеф его спросил: "Ты кто?" "Алмаз из Казани." "Где работал? Я все рестораны знаю" "Так я из Казани, там и работал, - слукавил, набравшись наглости Алмаз". "Ну, ладно, корочки потом принесешь... Что готовить будешь?" "Суп по-татарски, плов..."

И тут, как говорится, понеслось.

- Я ж готовлю хорошо, как для себя всегда стараюсь, - улыбается Алмаз. - Меня и оставили. Для послов готовил, для банкиров, лица государственной важности приезжали на мои обеды - и ничего! Все дело - в творческом подходе ко всему, и к блюду тоже - даже к яичнице.

Зарабатывал Алмаз в Москве очень даже хорошо. Но приехал как-то на каникулы в Казань и случайно забрел в кузницу.

- А на подходе еще слышу, перезвон такой красивый, ритмичный — удар молота о наковальню, сразу меня это как-то "заворожило", - вспоминает наш герой. - Посмотрел кузницу, учеником стал - просто попробовать решил, из интереса. И втянулся. Понял: мое! На 100% мое!

"Все дело - в творческом подходе ко всему, и к блюду тоже, даже к яичнице!"

И так глубоко осознал это бывший повар с Рублевки, что столичные гонорары взял и променял на 600 рублевый ученический оклад кузнеца в Казани.

- Вот так вот. Металл, огонь — мое, и все! - говорит Алмаз. - И 10 лет, как с кузницей связан, ни разу не пожалел о сделанном.

Бизнесмен -"колдун"

Как жалеть, если профессия кузнеца — особая, и на Руси к нему всегда очень внимательно с уважением и с боязнью относились.

- Кузнец — колдун, почти знахарь, волхв. Жил на краю деревни — со всеми знался: и с чистой силой, и с шайтаном. Магическим путем соединял всех, со всеми дружил, правильный в общем чувак!, - хитро смеется Алмаз Казаков. Ради будущего дела он глубоко изучил историю, обряды -

- Знаете, за что народ и боялся кузнеца, и уважал. Например, надо шайтана подковать — он подкует! Вон как Вакула черта оседлал — за хвост и полетел!

Но прежде чем подковать, кого хочешь и сковать, чего хочешь, Алмаз много учился. Учился в Казани у Сергея Ершова, в Москву ездил повышать квалификацию — чтобы не только оградки-решетки делать, а интересные вещи уметь ковать. Просто приходил на производство на завод, там работал и смотрел, набирался опыта.

В Москве, по словам Алмаза, по-другому к кузнецкому делу относятся. Если заказывают решетку — то не простую, а в стиле барокко, например. Прежде чем заказ исполнить — несколько раз с клиентом необходимо повстречаться — и чертеж утвердить, и макет предварительный из пластилина сделать, и только после этого приступить к исполнению.

- В кузнечном деле, как и в поварском, есть основная база, - очень просто объясняет свое мастерство Алмаз. - Дается меню: например, картошку столько-то времени варить, макароны — столько-то, каждому свое. В ковке тоже самое, знаешь металл, основу дела, а потом уже появляются всякие заморочки, добавляешь "специи" - своих мыслей, творчества, долю юмора.

Так постепенно Алмаз становился настоящим кузнецом. Начал обрастать тату, серьгами.

- Это чтобы форма соответствовала содержанию, - озвучивает кузнец свою жизненную "формулу", показывая тату. На одном плече - зубр, вымирающий вид, большой спокойный, но вымирающий, как и кузнечное дело. На другом - бог Один - покровитель кузнецов.

Соответствующая содержанию у Алмаза и кузница. Эпическая. Просторная, покрытая рабочей коричневой пылью, по углам — заготовки кованых стульев, постеры на стенах, на столе сжатый пакет майонеза, чай и сигареты. Именно с двух последних и начинается любая работа кузнеца - нужно привести мысли в порядок, настроиться. В центре с жарким огнем "печь", колеса от телеги, вокруг наковальни, стеллажи с интересной железной утварью: работы мастера - кольчуги, меч, шлем, заготовки роз, и найденные вещи.

Орехоколка-дракон, блюдо латунное, ступа и еще десятки маленьких уникальностей - Алмаз "спасает" их на точках сдачи металла. Так нашел недавно английскую наковальню.

- Сколько ж всего сделано на ней было... и отправили на переплав, - с досадой говорит Казаков. - Еще недавно вот нашел ворота, кованые, все вручную собранные, детали без единой сварки, завитки - все ручное, люди не понимают, выбрасывают. В кузнице такие вещи вторую жизнь получают.

"В кузнечном деле, как и в поварском, есть основная база. Дается меню: например, картошку столько-то времени варить, макароны — столько-то, каждому свое. В ковке тоже самое, знаешь металл, основу дела, а потом уже появляются всякие заморочки, добавляешь "специи" - своих мыслей, творчества, долю юмора"

Оборудование кузницы - из Чебоксы еще, мастеровое. Чебоксой раньше назывался кузнечный поселок по объездной челнинской дороге.

Алмаз берет черный железный прут. Огонь воздухом раздувается, растет жар, прут становится красно рыжим, податливым как пластилин. Удар молотом - звонкий, легкий, раз - и все! Маленькая кочерга с изогнутым носом для мангала, например, готова. Алмаз опускает прут в воду и объясняет:

- Раньше ведь вода, в которой металл закалялся, целебной считалась. Сейчас тоже, бывает, приходят просят такой воды , но мы не даем, в современном же металле каких только примесей нет...

А так, работа кузнеца всегда была окружена приметами обрядами, таинствами.

Ноу-хау "Кузнец-шоу"

Раньше даже свадьбы без кузнеца не обходились. Кузнецы расписывали молодых — кольца ковали обручальные, подковы, украшения. Считалось, сила кузнеца и металл будут оберегать семью всю жизнь.

От обращения к древним обрядам и появилась идея приезжать на свадьбы и возрождать традиции. "Кузнец-шоу" Алмаз придумал несколько лет назад. Их суть такова: кузнец на свадьбе на привезенном необходимом оборудовании вместе с молодыми кует изящную розу, подкову с именами жениха и невесты и обручальные кольца. Такие дары, своими руками кованые, уже точно не потеряешь и не забудешь, считает Казаков.

Еще лучше то, что на своем увлечении и мастерстве еще и заработать можно. Сейчас у Алмаза вся работа, построена с грамотным "маркетингом". Все по графику, все четко организовано.

В день бывает по 5-6 заказов на "Кузнец-шоу", каждое из котороых стоит около 6 тысяч рублей. Алмаз работает с помощником в Казани и на выездах в регионы. Причем клиенты - не только молодожены, ведь ковать подкову на счастье можно на любом торжестве или праднике. Алмаз улыбается - недавно на казанском Сабантуе с самим Медведевым и Минихановым ковал подкову.

С развитием дела, появился у Алмаза Казакова новый план - построить целый Город Мастеров.

- Чтобы молодые или экскурсионные делегации, которых много будет в связи с Универсиадой, приезжали сюда и видели, на что народ способен, - рассказывает Казаков. - Хочу, чтобы люди знали мастеров, хочу их "вытащить". Все знают, кто такой повар, врач, мент... А кузнеца, да и вообще любого мастера не знают. А фишка ведь в том, что каждый гость здесь может попробовать себя - слепить что-то из глины, сплести из лозы, выковать с кузнецом и увезти с собой гостинец. У нас, кстати, сейчас конюшня такая есть — "уголок кантри" называется. Люди приезжают, на конях катаются, на кузнечное дело смотрят.

"Наши мысли и мысли клиента совпадают"

Стандартные заказы на решетки, мебель - это дело идет стабильно, в кузнице этим другие ребята занимаются. А вот 4 года назад в Москве у Алмаза возникла идея авторских оригинальных подарков. Нужно было что-то человеку подарить на День рождения - ему и сделали кованый "артефакт". Сейчас очень много желающих на такие подарки. Прежде чем придумать что-то, кузнец узнает, что человек любит, чтобы даже черты характера были учтены в подарке.

"Хочу, чтобы люди знали мастеров, хочу их "вытащить". Все знают, кто такой повар, врач, мент... А кузнеца, да и вообще любого мастера не знают"

- Вот, например, делали ледокол - так "звали" байкера-именинника, а в этом ледоколе - бутылка водки, - приводит примеры работ Казаков, - Другой человек заказал кованый бак, мы сделали его в виде пулемета "Максим", потому что человек оказался военным в отставке. Он был очень рад нашему "изобретению".
Или вот была свадьба: женились мулат и русская девушка - ковали для них подсвечники "луна и солнце", по замыслу - они разные, но всегда вместе, и никогда друг друга не догонят.

- Наши мысли и мысли клиента всегда совпадают, - продолжает Алмаз. - Был такой Сергей Тараканов, баскетболист, говорит, хочу мотоцикл красивый небольшой, мы почему-то взяли и сковали фигуру мотоцикла, а за ним насекомое - таракан сидит, и - попали в самую точку, хотя и не подозревали, кто такой наш клиент и как его фамилия... Сам удивляюсь таким совпадениям, хочешь - верь, а хочешь - нет, но есть в этом что-то чудовское колдовское. Не даром же говорят, кузнец - волхв. А за собой я уже давно замечаю - вещие сны снятся и сбываются...

Авторские подарки - тоже и творчество и часть бизнеса. На изготовление фигуры, обычно уходит от одного дня, услуга стоит от 10 000 рублей - в зависимости от сложности заказа. Хотя конечный результат спустя время кузнецу обычно не нравится, он замечает нюансы, и то, что можно было по другому сделать...

- Нет предела совершенству, - подводит итог Алмаз.

Искусство и бизнес
Самое важное в жизни - найти себя. Казакову сейчас 33. Он может уверенно сказать - все в жизни хорошо! Его дело, дело кузнеца - искусство и прибыль. Мастерство и бизнес. Опять же соответствие формы и содержания. А ведь одно без другого - уже нет гармонии.

У Алмаза любимая фраза из фильма "Приключения Петрова и Васечкина": "Не гонись за славой, все равно она тебя догонит". В любом деле так же.

- А еще, в любом деле самое важное: иметь много опыта, кругозора, - говорит кузнец, - это как инструменты, ингредиенты. Ты можешь варьировать ими и получать более интересный результат. Театральное образование мне никогда не повредило - пригодилось в организации праздников и шоу; благодаря знанию иностранных языков много поездил, узнал людей, традиций; работа поваром научила сочетать не сочетаемое, сладкое с соленым, с острым. Весь этот опыт мне очень пригодился в кузнечном деле! Имея исходные данные мозг дает такие варианты, такие выдумки! Я столько профессий перепробовал в жизни, чтобы найти одно - свое дело, и все мне пригодились!

- Важен опыт не только профессиональный, - продолжает Алмаз. - Я много ездил по миру, поразил меня больше всего Стамбул - город, где много ковки, чеканки, самобытна и уникальна сама культура. Важно же общее впечатление от поездок - в Турции удивляет внимание мастеров к нюансам - даже маленькая крышечка выкована детально, когда у вещи много мелких подробностей - она обладает особым шармом. По всей России поездил, по Абхазии... Отовсюду привожу старинные кузнечные щипцы, инструменты, утюги — для будущего Города Мастеров.

В любом деле самое важное: иметь много опыта, кругозора. Это как инструменты, ингредиенты. Ты можешь варьировать ими и получать более интересный результат.

Живет Алмаз с принципом: "За что кузнец не возьмется - все получается!"

- Разве что роды не буду принимать и никогда и в космос не полечу, - смеется Алмаз. - Ведь сварщик должен варить, а кузнец - ковать. Каждый должен заниматься своим делом.

Сейчас Алмаз, несмотря на то, что каждый день расписан по минутам, у него бывает десятки заказов, встреч, шоу, еще успевает работать и в Качаловском театре, помогает с декорациями для постановок, ездит в Турцию как переводчик. Также он мечтает сделать свою кузницу из камня, возвести традицию свадеб с кузнецами, чтобы это стало как Новый год с Дедом Морозом, да и "наковать" побольше детишек. Самое главное - себя нашел. Все остальное - будет.