Ленар Файзутдинов: «Мы запускали iPad 2 в 14 городах России за 1 день!»

Всем известно изречение Уинстона Черчилля: «Кто владеет информацией – тот владеет миром, кто управляет информацией – управляет миром». Но лишь единицы умеют это делать на практике. Ленар Файзутдинов как раз относится к таким единицам. Свидетельство этому – успешные проекты его компании, признание на рынке и победы клиентов.

В мир PR Ленар попал по воле судьбы. Все началось в 1999 году, когда 11-классника Файзутдинова пригласили на фестиваль для юных журналистов «Золотое перо». Там молодой человек неожиданно для всех и для самого себя завоевал гран-при. Его, как победителя конкурса, без экзаменов зачислили на факультет журналистики КГУ. Еще во время учебы Ленар начал работать в разных изданиях, но быстро понял, что работа в СМИ это не его.

После окончания учебы вместе с партнером создал рекламное агентство, был его исполнительным директором. Спустя некоторое время пути совладельцев разошлись, и Ленар решил заняться PR и коммуникациями, которые были ему интересны всегда.

«Сотрудников набирал из друзей»

Так, 2 года тому назад, в августе 2009 года, появилось агентство маркетинговых коммуникаций «Теория Дарвина». Над названием, по словам Ленара Файзутдинова, думали очень долго. Вспомним, теория Дарвина - это теория выживания видов. Так и в бизнесе, считает Файзутдинов, сила бизнеса и шансы на выживание зависят от узнаваемости, репутации и способности выстраивать отношения.

Миссия агентства «Теория Дарвина» - помогать «бизнес-организмам» двигаться вверх по эволюционной лестнице максимально эффективно. Компания работает в 4 направлениях: это и коммуникативное агентство (PR и маркетинг), HR-агентство (управление персоналом и консалтинг), оценка персонала, управление проектами.

- Агентство родилось по стечению обстоятельств, - вспоминает Ленар. - Это скорее команда единомышленников, которые решили сплотиться. Мы были пиарщиками, политтехнологами, копирайтерами, работали в различных СМИ. Собирая команду, я не искал сотрудников по объявлениям. В команду вошли люди, с которыми я давно общался, знал, в ком был уверен. В этом бизнесе самое большое значение играют отношения между людьми, доверие друг другу.

Я абсолютно доверяю каждому в нашей команде. Представьте, идет 2009 год, год после кризиса, мне всего 27 лет, у нас нет безумных зарплат. Были времена, когда мы ничего не зарабатывали…

Масштабы проектов компании задают сами клиенты. Например, в мае этого года для сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» компания «Теория Дарвина» запускала продажи Apple iPad 2 в один день сразу в 14 городах России, а в последний предвыборный период одновременно работала над кампаниями 33 кандидатов. Поэтому многие удивляются, что в PR-команде «Теории Дарвина» работает всего 10 человек.

Самое забавное, когда продажи iPad 2 стартовали – весь запас гаджетов был распродан в первые же часы. В наш офис несколько раз звонили – то из редакции крупнейшей бизнес-газеты страны, то от некоторых политиков, – с претензией, что устройство нигде невозможно купить!

- Это десятка лучших менеджеров в отрасли! – говорит Ленар. - А исполнителей мы часто нанимаем под конкретные задачи. К примеру, на одном из недавних проектов численность сотрудников достигала 2000 человек.

«Нашим потребителям все равно, бандит производитель или нет!»

- Что такое «пиаровский» бизнес и бизнес ли это вообще? Слишком много в PR ремесла – когда результат зависит от твоего личного опыта и таланта. Есть технологии, которым не учат в университете – все приходит с опытом. Есть последовательность действий, и там нет места для креатива: только голый расчет, стратегия, план мероприятий с целями и задачами. PR – это на 90% технология, и только на 10% творчество.

Уверенно могу сказать, что мы единственные в регионе, кто серьезно занимается управлением репутациями и стратегическими коммуникациями. Мы готовим спикеров, учим людей говорить и формулировать свои мысли, отстаивать свои убеждения, выстраиваем стратегию публичной репутации, выстраиваем отношения со СМИ. Я считаю, нам есть, чем гордиться.

- Нельзя сказать, что создавая агентство, мы видели в Казани емкий и перспективный рынок PR. Он в нашем городе довольно условный и не такой денежный, как многие считают. Большинство казанских компаний до сих пор не понимают, что это и зачем нужно. Ситуация в России сложная, бизнес не видит долгосрочной перспективы, не планирует работу на 5-10-20 лет. Да и потребители чересчур пассивны – им все равно, кто производитель, бандит он или нет.

Помните знаменитый кейс про Nike и детский труд? В США рухнули продажи, когда в прессу попала информация о том, что Nike использует труд малолетних на заводах в странах «третьего мира»? Нашему потребителю пока далеко до такой принципиальной позиции. Поэтому управление публичной репутацией – сложная услуга, которую сложно продавать.

«Запускали iPad2 в 14 городах России за 1 день»

- Помните, я упоминал проект по запуску iPad 2? Два дня на подготовку, 14 городов, 14 пресс-конференций, комплексная работа со СМИ, четкие требования и жесткие правила от штаб-квартиры Apple, полное согласование каждого шага.

Заказ компания получила за 48 часов. Над проектом работало всего 6 человек. Это немыслимая история для московского агентства. Приняли решение взять проект в работу, так как увидели - разрыв в часовых поясах дает хороший запас по времени между мероприятиями. Начинали работать в 6 утра по московскому времени.

- Самое забавное, когда продажи iPad 2 стартовали – весь запас гаджетов был распродан в первые же часы. В наш офис несколько раз звонили – то из редакции крупнейшей бизнес-газеты страны, то от некоторых политиков, – с претензией, что устройство нигде невозможно купить! – улыбаясь, вспоминает Ленар, - Они отождествляли нас с компанией Apple, не понимая, что звонят в Казань.

«Приятно, когда наши кандидаты побеждают вопреки всему»

На вопрос о самом счастливом дне в бизнесе, Ленар Файзутдинов сначала пошутил: «Самый счастливый день в бизнесе, это отпуск!». А затем серьезно ответил:

- Самое счастливое время, когда мы получаем обратную связь, признание, оценку. Эффективность PR оценить очень сложно. Поэтому нам очень нравятся предвыборные проекты – ты просыпаешься утром после дня голосования и точно знаешь, какую оценку твоей работе поставили люди. Очень точно, до одной сотой процента.

Вдвойне приятно, когда наши кандидаты побеждают, когда побеждают вопреки всем обстоятельствам. И обстоятельства предвыборной борьбы в России таковы, что очень важно доверие: кандидата к команде, и команды к кандидату! Мы верим в людей, за которых бьемся на выборах.

«Наш новый проект выведет страну из тупика!»

Сейчас Ленар Файзутдинов, совместно с партнером Владимиром Кутиловым работает над новым проектом «Эффективно.рф». Это федеральный проект, направленный на оценку и обучение госслужащих. Этот проект, по мнению его создателей, выведет страну из тупика и кризиса недоверия к власти. Ведь именно от правильной/неправильной работы чиновников зависит будущее страны.

Самое счастливое время, когда мы получаем обратную связь, признание, оценку.

- За основу взяты международные, зарекомендовавшие себя методики. Мы создали технологию, углубили саму методологию, автоматизировали анализ, сделав его максимально объективным, быстрым и незатратным. Каждый госслужащий заходит на портал, заполняет специальные анкеты, далее они анализируются. Каждый служащий получает оценочное заключение и персональную программу развития.

Правила бизнеса? У меня их нет!

- Я пока не готов делать выводы. У меня нет правил бизнеса, мне мало лет, мало опыта… Хотя, все правила довольно просты, это библейские заповеди. Их можно переиначить, но авторство за пророком.