Михаил Клопоух: как открыть в Казани 14 ресторанов и завод по выпуску катеров (47621)

Напомним, мы уже публиковали первую часть интервью с Михаилом Клопоухом, в которой он рассазал о своих принципах ведения бизнеса. Сегодня публикуем продолжение его бизнес-истории.

Сэн-сэй

OFS – большая компания. 500 человек. Чтобы управлять людьми, и методы должны быть особыми. Михаил долго работал интуитивно, пока не побывал в Японии на заключении договора с партнерами, там методы получили мысленную и словесную поддержку. Он увидел как это работает в Японии.

Обучение

- У нас своя «школа» обучения сотрудников. Ее суть (как у японцев) — принцип «сэн-сэй» - ученик- учитель. Учитель показывает ученику, как нужно делать, рассказывает «из уст в уста», задача ученика научиться и сделать еще лучше.

Когда начали сотрудничать с Yamaha спросили, как нам обучать специалистов - объясняет Михаил, - как вы обучаете людей? Они: образование не имеет значения, главное — то, чему ты смог научиться в компании. В Японии у людей другое отношение к работе, они по 40 лет работают в одной компании, разделяют ее ценности, философию, растут вместе с ней... В OFS повар тоже обучает учеников, дает основу — технологическую карту («закон» на кухне) и не нужно мудрить — лишь профессионально ей следовать. И все. Бывают и те, кто по-русски «ай да ладно» - игнорирует технологию, считая, что и так все знает, в результате, блюдо разное по вкусу. Такое самовольство рождает воровство, нарушение системы и, конечно, вкусовых качеств кухни — мы не работаем с такими людьми.

Общее дело и уважение

- Конечно, чтобы в России человек работал с такой же самоотдачей, как в Японии, — и компания должна создать все условия для нормального труда человека, - понимает владелец компании, — стабильность, хорошие зарплаты, грамотный менеджмент, руководители, которые действительно участвуют в работе и жизни сотрудников, а не важно кресло занимают. Должно быть хорошее, в правильном понимании, равноправие всех людей на предприятии.

Мы все делаем общее дело, если каждый высококлассно выполняет свои задачи, но в целом они — часть единой цели компании — все: вы, ваш бизнес — чемпион! В России же в 90% компаний сотрудники не вовлечены в дело: работают от звонка до звонка — им не нужно ничего больше (только деньги). Сотрудник ограничивает себя в росте, компания ограничивает себя в развитии — зачем такой союз?

Во главе угла работы должно быть уважение друг к другу! Стараюсь, чтобы у нас не было позиции «я - учредитель - ты уборщица и не имеешь права ко мне приходить».

Обратная связь, обмен информацией

Мне важна эта обратная связь с любым сотрудником, и обратная связь с гостем в ресторане, через сотрудников.

Снова вернусь к опыту Японии — как там происходит обмен информацией. Ямаха, пожалуй, самая путешествующая компания, специалисты ездят по всему миру в командировки. Конечно, исследуя рынки, они отчитываются о работе руководству и другим участникам процесса. Как было бы у нас — трехэтажный документ, на который уходит куча времени и сотрудника и руководителя, и польза сомнительна. Японцы: фотографируют каждый рабочий момент поездки, фото вставляют в готовое клише программки, делают краткие комментарии из нескольких слов — подписи — и все! Один человек в Америке, другой — в Японии, третий — в России — что их объединяет? - единый наглядный и полный информации комикс: фото строящегося объекта + коммент, когда завершится, приложенный проект/чертеж — только факты, не домыслы, размышления — все четко, согласованно— все! Тем самым все в рабочей группе имеют необходимую информацию каждый день.

Развитие

- У человека должна быть возможность роста и развития. У нас официант, бармен, повар может вырасти до руководителя. Бывали, и не очень удачные примеры: функциональное повышение — не всегда соответствует внутреннему росту человека, а любой директор — это гигантская ответственность, это хозяйственник, коммуникации с гостями и т.д. Результат работы директора — не в отчетах, а в прибыли. Поэтому директор должен быть заинтересован, чтобы каждая деталь в работе была исправна, повар работал по технологической карте, официанты собирали обратную связь у гостей и доводили до руководства, чтобы никто из сотрудников никого не «покрывал»...

Считаю, директору и кабинет свой особо не нужен: он должен постоянно быть на кухне, в зале, иногда встречать гостей, помогать решить ту или иную проблему, постоянно быть внутри производственного процесса...

Гараж + 2 дяди Васи = завод катеров?

Стабильности в развитии бизнеса Михаилу хватило примерно на 10 лет. А потом — снова резкий вызов, непонятно откуда взявшаяся идея создать российский бренд катеров премиум класса. Михаил лишь улыбается. - Мне всегда хотелось производить, это моя самореализация. Рестораны — немного не то. Сначала я просто очень интересовался катерами, яхтами, изучал развитие отрасли в мире, в стране, потом купил себе катер... - конечно, Клопоух осознает свою дерзость, смелость, взять и решиться на производство самому... И словно оправдывает простоту начала такого дела, улыбаясь, - Могу секрет сказать: производить катера очень просто. Нужен гараж в аренду да два дяди Васи, которые хоть каплю разбираются в формовке корпусов... Мы примерно так и начали. С гаража. На коленке катера собирая. Не было ни каких условий.

Но для серьезного производства нужны серьезные инвестиции — в технологии, в строительство завода, в рабочие руки, в менеджмент, в раскрутку бренда и т. д.

Velvette открылся в марте 2008. Результат: сейчас он — лучший завод России по мнению партнера Yamaha, по мнению дилеров (сейчас их 24 по всей стране). Можно сказать, Velvette - лидер в стеклопластиковом сегменте катеров от 6 до 9 метров в России среди отечественных производителей. Завод занимает площадь 3500 кв.м., на земле площадью 2,5 гектара. Здесь силами 44 человек сегодня производится около 10 лодок в месяц, всего - 5 моделей — одна из них — по лицензионному договору с Yamaha. В год выходит на рынок не менее одной новой модели.

Японцы 4 раза приезжали в Казань, изучали рынок, смотрели город и акваторию, встречались с руководством молодого интересного завода — подкупила открытость компании, в городе были и те, кто даже на порог к себе не пустили ямаховцев. Здесь же японцы увидели перспективу, впечатлились темпами роста, дерзостью в захвате рынка. Сейчас японские стандарты производства переносятся на работу всего завода в целом — это предусмотрено условиями контракта.

- Если говорить о качестве катеров — то во всем мире внутренность собирают примерно из одних деталей. Разница — в дизайне, мореходности, функционале. Этим и отличаемся. Все отмечают «свое я» в линии дизайна, применяем к себе термин «функциональная эстетика» - за внешней красотой - удобство: мореходность отличная, при сильной волне катера комфортны.

Лодки — для фанатов и состоятельных людей

И успех и сложности этого специфичного бизнеса объясняются особенностью отрасли в целом, и в России особенно. В стране яхтинг развит во многих городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове и т.д. Но в целом рынок находится на начальной стадии роста: вроде бы возможностей много, но не во всех городах яхтинг уже стал так моден. Слабо развита инфраструктура. В Самаре, например, где весь город живет на воде, у берегов в выходные просто сложно подобрать хорошее место для швартовки. Здесь человек имея «девятку», накопленные деньги потратит скорее на катер, чем на новый более солидный автомобиль.

Большую часть рынка России пока держат иностранные производители. Velvette же потихоньку занимается импортозамещением. Опять же, в Японии, например, Ямаха охватывает внушительные 70% внутреннего рынка. Абсолютное лидерство.

Культуру отдыха на воде нужно формировать. Например в Америке это огромная индустрия приносит хорошие дивиденды государству в виде рабочих мест, налогов и т.д. Но прежде само государство вложилось в создание и раскрутку этой индустрии.

Но самое сложное в бизнесе — технологии. Упомянутый бизнесменом «дядя Вася» сделает несколько лодок, а для серийного производства нужен другой подход к материалам, температурному режиму работы, к сборке и т. д.

- Был у нас человек, - вспоминает Михаил, - в якорный отсек мог залезть и из ступицы винта вылезти! Но: это люди работающие без технологий, все на себе замыкают, никого не учат и никого не слышат.

Нам же нужно работать по-другому — без самородков, но по технологии и по чертежам, в системе. Только так можно развиваться и выйти на достойный уровень производства.

В целом же, рентабельность этого бизнеса минимальная. И инвестиции очень длинные.

Еще и интернет

Третье направление развития компании — создание сайта по продаже водной техники - яхт, катеров, гидроциклов - вроде бы выливается из бизнеса кораблестроения. Но перспективы сделать крутой международный проект, который может хорошо зарабатывать — опять риск и нешаблонное мышление. Это чистой воды венчурный проект. Может выстрелить, может нет.

Уже на шестой месяц работы Rotatemarine.com набирает более 11 тысяч посетителей в месяц. Не надо сравнивать с новостными проектами - здесь очень узкая целевая аудитория - только те, кто покупает, продает лодки. Состоятельные люди. Сайт прост и функционален — ясность во всем, в навигации, структуре, условиях наполнения. Сегодня выставлено 3300 лотов, размещение бесплатное.

Если говорить о России — сайт обогнал все подобные ресурсы, сейчас команда ориентируется на страны СНГ, но с 2012 года будет выходить на зарубежные рынки и на крупнейших мировых яхтенных брокеров. У лидера в подобных проектах 120 тысяч объявлений. Далеко, но сайт идет в верном направлении — выход на мировой рынок. Пока проект не генерирует выручку. Капитализация планируется уже при наращивании аудитории, и то станет не результатом платного сервиса — сайт будет всегда бесплатным - а будет работать на аудитории, на контекстной рекламе — по запросу клиента.

Совершенные мгновения

В море и «бизнес на море» бизнесмен погрузился окончательно. В прошлом году в мае получил международный сертификат на управление парусной яхтой — продолжает Михаил любимую тему, - ходим по морям, составляем маршруты, уже три раза выходили: Турция, Хорватия, Италия - Франция. Сначала брали одну яхту с инструктором, потом сами управляли, и были в кортеже из 2х лодок, последний раз из 4 яхт. Очень интересно, во-первых это путешествия, свободный маршрут — можешь остановиться у островов с самобытными деревушками, можешь зайти на Эльбу, где губернаторствавал ссыльный Наполеон, к пышным городам мегаполисам или в дикие бухты. Во-вторых, это все равно спорт, активный отдых — азарт, драйв появляется, когда соревнуешься с другой яхтой, конечно, это не «формула 1», но эмоций полно. И в третьих, парусная яхта — это очень красиво, это престижно и благородно.

Вот так, всю жизнь молодой казанский бизнесмен придерживаясь принципов компании OFS - получает удовольствие от работы, пускает творчество во все сферы жизни, никогда не ленится и движется вперед.

Рассказывая о самых ярких моментах, о тех, к которым, если б жизнь была книгой, обязательно бы сделали иллюстрации, называет спорт (помнит все сильные минуты матчей, когда всю игру, бывало, вытаскивал!), «Бирлогу» - ресторан первенец, поездку в Японию, которая «перечиповала» мозг и ему, и его команде, и встречу любимого человека. Получается, бизнес, спорт, игра, движение — это все одно, не делимо. Все - жизнь.

Ознакомиться с сайтом про катера, которые производит компания Михаила, посмотреть фотографии и подробную информацию можно здесь.