Почти треть опрошенных жителей России разрешила "Камазу"-беспилотнику давить пешеходов

Более половины участников опроса сочли допустимым наезд беспилотного "Камаза" на выбежавшее на дорогу животное, в то время как с оказавшимися на проезжей части людьми ситуация иная - свыше 70 процентов опрошенных жителей России уверены, что авторобот должен свернуть в кювет, пусть и подвергая опасности жизни своих пассажиров. Таковы результаты исследования, проведенного компанией Cognitive Technologies, разработчика системы искусственного интеллекта для беспилотных "Камазов".

В опросе приняли участие 80 тысяч жителей 47 регионов России. Им было предложено выбрать оптимальные действия беспилотного автомобиля при выходе на проезжую часть пешеходов или животных.

Наезды на людей

В случае с людьми предлагалось три варианта действий:

- продолжить движение и совершить наезд на пешеходов;

- объехать людей по встречной полосе через двойную сплошную и совершить лобовое столкновение с движущимся навстречу автомобилем;

- съехать в кювет, понимая, что это неминуемо приведет к критическим для жизни и здоровья травмам пассажиров авторобота.

25,73 процента опрошенных высказались за продолжение движения, 3,28 процента считают, что лучше объехать пешеходов по "встречке", а 70,99% респондентов уверены, что надо сворачивать в кювет. Последний вариант вызвал у интервьюируемых наибольшую сложность, поскольку многие сочли, что таким образом в робота закладывается программа самоуничтожения в критической ситуации вместе с пассажирами - вместо того, чтобы найти способ безболезненно сохранить жизни выбежавших на дорогу людей.

595 участников исследования предложили искусственному интеллекту авторобота действовать в зависимости от социального портрета участников ДТП - его они предлагают оценивать путем моментального сбора информации в интернете и соцсетях.

- К примеру, если в беспилотнике едет человек с запятнанной репутацией, а на дорогу перед ним выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно отправить машину в кювет, - рассказали в компании.

Наезды на животных

Другая дорожная ситуация, предложенная на суд общественности, касалась выбежавших на дорогу животных. К упомянутым выше вариантам действий здесь добавился четвертый: тормозить, спровоцировав столкновение с идущим сзади автомобилем. Здесь мнения разделились почти поровну: 55,15 процента респондентов советовали задавить гипотетическую собачку, 40,09 - тормозить. 4,22 высказались за кювет, 0,54% выехали бы на "встречку".

К самым отчаянным действиям в описанной ситуации - то есть опрокидыванию в кювет либо выезду на встречную полосу и лобовому столкновению, - склонны женщины 31-50 лет с высшим образованием, заметили в Cognitive Technologies. Ни один из опрошенных пенсионеров не выбрал вариант с грубым нарушением ПДД (выезд на встречную полосу через двойную сплошную).

- Полученные в ходе исследования результаты мы предполагаем использовать для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля как во время испытаний, так и впоследствии, на дорогах общего пользования, - рассказала глава компании Ольга Ускова.

Напомним, что уже в этом году на трассе Москва – Санкт-Петербург пройдут испытания беспилотных грузовиков "Камаз", они будут проходить в течение 3 лет - с 2016 по 2018 годы. Планируется, что в автопоезде во время тестов будет 5 - 10 обычных грузовиков, при этом водитель будет управлять лишь первым и только в сложных условиях, остальные должны копировать движение.

Отметим, что беспилотный "Камаз" будет готов к 2019 году, еще три года потребуется для внесения поправок в законодательство, чтобы машину можно было использовать на дорогах общего пользования. К 2023 году планируется довести машину до серийной сборки.

Напомним, осенью президент Татарстана Рустам Минниханов прокатился на беспилотном "Камазе".

Кстати

На сегодня в мире известны несколько проектов беспилотных грузовых автомобилей. Их тестирование проводят компания Volvo и концерн Daimler (грузовик Mercedes-Benz Future Truck).

В основе разрабатываемой Cognitive Technologies сиcтемы автоматического управления "Камазами" лежит использование так называемой пассивной (поглощающей сигнал) модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия дорожная информация фиксируется видеокамерами, установленными на автомобиле, и анализируется специализированным программным обеспечением.

Система позволяет распознавать дорожную обстановку, в том числе границы дороги, ширину полос, разметку. По словам представителей Cognitive Technologies, система сможет анализировать обстановку на дороге, даже если разметка на ней низкого качества.