Исповедь казанской автоледи: "Как я сдавала на права"

Одна из сотрудниц редакции портала ProKazan.ru рассказала про то, как в Казани сдают на права. Материал можно рассматривать и как своеобразное методическое пособие для тех, кому только предстоит экзамен.

Подготовка к экзамену

"Всем привет! Не так давно сдавала на права, хочу вам всем рассказать, как это проходило, какие подводные камни.

Итак, для начала о себе - мне 21 год, учусь на 5-м курсе в КФУ. О машине мечтала давно, с самого детства. Всегда ездила по Казани на автобусах, на таких вонючих "Икарусах" с "гармошкой", помните, наверное, и терпеть не могла толчею, запах пота, вонючих людей вокруг и так далее. Когда поступила в универ, ездить пришлось еще дальше, чем до школы, поэтому ненависть к общественному транспорту лишь усилилась.

На 2-м курсе пошла работать по специальности (юристконсультом), тогда же начала сама зарабатывать. Тогда и родилась идея избавиться от автобусной зависимости - выучиться на права и купить авто.

Однако то денег не хватало, то времени, то иногда желания, поэтому получение прав протянула до 4-го курса. В январе записалась наконец-таки в автошколу и проучилась.

Теория - это несложно, на самом деле абсолютно реально выучить все 800 вопросов и потом лишь штудировать их каждый день. Очень удобно в этом плане с телефоном - закачиваешь туда все вопросики и пока едешь в автобусе, или ждешь в очереди - решаешь.

С практикой, конечно, было посложнее. Мне отец пару раз до этого давал порулить "баранкой" своего ВАЗ-2114, но я почти всегда глохла (не могла стартануть с первой), а если разгонялась, то терялась при переключении скоростей и машина натужно выла. Когда началась практика в автошколе, мы с инструктором занятий 5-6 точно катались только по площадке, отрабатывали все основные навыки ("змейка", "заезд в бокс задним ходом", "эстакада"), на 7-й раз только выехали в город. Честно, очень переживала, особенно было агрессивное отношение у некоторых водителей. Больше всего удивило, что нервничали и открыто кричали оскорбления женщины и девушки, мужчины были более лояльными. Эмоции у женщин были достаточно яркими, что уж тут поделать.

День экзамена

Итак, худо-бедно дело дошло до экзамена. Я, честно, была в себе уверена, так как с инструктором обкатали весь маршрут экзаменационный три раза (рядом с ГИБДД на Модельной), уже с закрытыми глазами могла проехаться по нему. Но все равно было страшно - мало ли какой "гаишник" попадется, а вдруг взятку будет требовать, а вдруг педаль неправильно нажмется, а вдруг руль не повернется как надо, а вдруг кто выскочит на дорогу...

И вот он, долгожданный день экзамена (сдавала я в конце мая). Все пошлины уплачены, теперь только ты и твои знания... Сразу скажу - очень много сдающих каждый день, поэтому сдача экзамена растянулась почти на весь день. А еще было жарко, светило солнце, я еще получила и загар.

Теория проходила следующим образом - нас вызывали просто по списку по 20-30 человек, мы заходили в компьютерный класс. В принципе, если изворотиться, даже можно было бы подсмотреть с маленького телефона или плеера, но я все выучила назубок, поэтому сдала - 20 правильных ответов в тесте из 20! Сердце учащенно бьется от волнения, ведь осталась "Площадка" и "Город", но уже полегче дышать. К слову, 2 или 3 из кандидатов в водители не сдали, но в основном "теорию" сдают многие и проходит она быстро.

Дальше пошли на площадку. Народу на площадке - китай, в этот день сдавали где-то человек 90, если не все 100. Вижу машину инструктора, подхожу к ней. Он мне говорит, чтобы я не волновалась и ошарашивает - во время "площадки" в машине будет сидеть не инспектор, а другой инструктор из нашей же автошколы, который и будет принимать экзамен на автодроме.

В общем, сдача "площадки" оказалась достаточно простой - инспектор стоит в середине автодрома и, словно дрессировщик тигров, смотрит на все машины, едущие по кругу. Я первой же вызвалась сдавать "площадку".

"Змейку", эстакаду и "гараж" я сдала без проблем (только на эстакаде немного забуксовала, там колея, "протоптонная" за многие годы), в "гараж" въезжать мне вовсе помогал инструктор, корректируя руль (хотя я сама бы въехала без проблем).

Все, он расписывается в бумажке, я подхожу к "гаишнику"-"дрессировщику". Он, хитро смотря на меня, улыбается: "Точно все сами сделали, а не инструктор за вас сделал?" Я, потупив глазки, говорю, что сдавала сама, он, словно преподаватель в универе "Ладно, давайте сюда свой лист сдачи экзамена".

Выдыхаю, вторая часть экзамена сдана. Остается самая сложная и самая ответственная - большинство "заваливается" именно на "городе". Ждать, пока к машине нашего инструктора соблаговолит подойти инспектор, пришлось долгих четыре часа. Дело в том, что у экзаменторов тоже есть время обеда с 13.00 до 14.00, потом, я напомню, сдавало около 90 человек (площадку тоже сдали не все, но их было достаточно мало). До нашей машины очередь инспектора дошла лишь к трем часам дня.

"Город"

Еще до сдачи распределились по тому, кто в каком порядке сдает. Я вызвалась во вторую "тройку", зажала губу и проводила взглядом первых кандидатов на водители.

Долгие и мучительные часы ожидания сменились на более мучительные минуты. Я прямо отсчитывала про себя, потом попыталась успокоиться, общалась с другими курсантами, все темы, разумеется, ходили вокруг ожидающего нас "города". Откуда-то пришла "бывалая" девушка, работающая в ГИБДД, рассказала нам, что сдача "города" зависит не только от вас, но и от настроения "гаишника" и ситуаций на дороге. Я начала потихоньку молится, чтобы все звезды сошлись на хорошем настроении инспектора, чтобы первая "тройка" его порадовала, и он с хорошим настроением принял бы нас.

И вот звонок к нам от одного из первой "тройки".

"Никто не сдал. Всех высадили, не могу говорить", - сквозь слезы прошептала девушка и положила трубку.

Все оставшиеся на площадки так и охнули от неожиданности. Напряжение ощущалось в воздухе. Когда инструктор вместе с "гаишником" подъехал за второй "тройкой", у меня аж ноги подкосились, а внутри живота, казалось, все перевернулось.

Я села первой, рядом сел инструктор, инспектор сел за мной, еще две девочки - рядом с ним. До того, как сел "гаишник", инструктор мне рассказал, что многие "завалились" на простых вещах от волнения. Кто-то неправильно развернулся, кто-то остановился в запрещенном месте, следуя заданию инструктора. Я закрыла глаза, досчитала до десяти, открыла и сосредоточилась на дороге. Итак, все надо делать так, как учили.

"Добрый день! Как приготовитесь к сдачу экзамена, сообщите", - проговорил инспектор сзади, севший несколько мгновений назад. Где-то на периферии появилась мысль, что у него голос очень похож на голос из навигатора - такой механический, роботизированный.

Эта фраза значила, что нужно проверить зеркала, состояние коробки передач, пристегнуться ремнями безопасности. Я все сделала и чуть дрожащим голосом заявила о готовности.

"Выезжаем и поворачиваем направо", - дал первую команду инспектор.

Я завела двигатель, включила первую передачу, включила правый поворотник (несмотря на то, что ехала как бы прямо - инструктор вбил обязательную мантру - при любом трогании с места в любых условиях - включай повортник), отпустила сцепление до "золотой середины", когда нужно уже газовать, и тронулась. Итак, самый волнительный момент наступил.

Знаете, в этот момент мое сознание как будто изменилось. Мир сузился до машины, в которой я сидела и до инспектора, который навигаторским голосом давал команды из-за моей спины.

Мы выехали на Авангардную, на трамвайных путях (по которым уже сто лет не ходят трамваи) развернулись и поехали налево. Во время сдачи экзамена еще не нарисовали по всему город автобусных полос, поэтому я ехала по правой полосе, как и предполагалось во время экзамена курсанту. К слову, все приезжающие в Регпалату нарушают правила парковки и паркуются почти не на полосах, поэтому мне пришлось лавировать. А один раз один дяденька на "семерка" резко дал назад, но я успела среагировать, притормозить и объехать его (разумеется, с включенным поворотником). Если бы вдруг вмешался инструктор (а он уже хотел это сделать), то экзамен сразу был бы несданным.

"Выберите безопасное место для остановки и остановитесь", - прозвучала следующая команда инспектора. Я уже уверенным голосом сказала: "Мы проехали знак "Остановка/Стоянка запрещена", я не могу выполнить ваше задание". Инструктор предупреждал о подобных ловушках. Инспектор сразу дал следующее задание: "Выполните разворот". На ближайшем пересечении с трамвайными путями этот разворот я сделала, и он вновь попросил остановиться. На этот раз с чистой совестью я это сделала, хотя знала, что знак "Остановка/Стоянка запрещена" висит на этом участке, но я его как бы не видела после разворота, поэтому на меня он не распространялся. "Экзамен сдан, через неделю - к фотографу", - проговорил голос сзади и я, чуть ошарашенная, вышла из автомобиля.

Первые впечатления - не показалось ли мне? Он точно сказал "к фотографу", а не "на пересдачу"? Пока шла до автодрома, наконец, начала полностью осознавать, что сдала этот экзамен. Позвонила маме, захлебываясь от восторга, поведала ей радостную новость. Когда пришла на площадку, узнала, что и остальные девочки сдали.

Все просто

На самом деле, "город" для меня не было чем-то сложным и нереальным. Многие не сдают его именно из-за волнения и несоблюдения на самом деле несложных радиусов разворотов (на трамвайных путях, например) или ошибок с остановкой (часто, перенервничав, останавливаются в зоне действия знака "Остановка/Стоянка запрещена"). Часто ошибаются при перестроении с левой полос на правую или наоборот (наезжают на сплошную разметку), некоторые умудряются не уступить пешеходам. Обидно, когда одна небольшая ошибка может стать фатальной.

Но еще многое действительно зависит и от инспектора. В соседней группе из 20 сдававших не сдал никто (!), по их словам, инспектор был просто "зверь", "докапывался" с самого начала сдачи экзамена фразой: "А почему вы меня и прочих пассажиров не попросили пристегнуться?" За любое движение, которое он считал неверным ("Вы слишком долго смотрите на боковое зеркало"), мог высадить. Некоторые пытались возмущаться, чем только больше злили его.

Но, с другой стороны, если вы уверены в себе, спокойно ведете, оцениваете обстановку на дороге без проблем, периодически во время езды проглядываете на зеркала заднего вида (инспектора всегда обращают на это внимание), вряд ли "гаишник" будет вас топить. Как говорил мой инструктор, уже с первых минут становится понятным, насколько курсант уверенно водит автомобиль. Типичной ошибкой бывает небыстрое переключение с первой скорости на вторую (двигатель "ревет" от повышенных оборотов, а сдающий не обращает на это внимание), либо постоянные неуверенные дергания переключателей (например, вам говорят повернуть налево, вы включаете правый поворотник). Надо понимать, что экзамен - это больше битва с самим собой.

Мой главный совет - по возможности, изучите маршрут, особенно его заковыристые участки (если в вашей автошколе такого нет, наймите инструктора, это стоит своих денег), проедьте их несколько раз, запишите весь маршрут на видео и почаще пересматривайте его. Во время езды не волнуйтесь, держитесь уверенно, просто тупо соблюдайте ПДД - и тогда успех обязательно к вам придет!

Удачной сдачи экзамена! У вас все получится!"