Сетевая экономика: где сейчас зарабатывают предприниматели

За три года активность пользователей соцсетей выросла в три раза, сейчас россияне проводят в VK, Instagram, TikTok и Youtube по два с половиной часа ежедневно. 39 миллионов сограждан – это более трети страны, ищут информацию о товарах или услугах, которые они хотят приобрести, не в поисковых системах, а в социальных сетях, и совершают хотя бы одну покупку в год[i].Этот факт открывает новые перспективы для малого и среднего бизнеса. Теперь предприниматель с соседней улицы может развить свое дело до межрегионального и даже мирового масштаба, и многие так и поступают.

Все герои этой статьи живут в разных городах Приволжья, специально не учились работать с социальными сетями и «пилить контент», действовали методом проб и ошибок, но сейчас они получают заказы во свей России и готовы поделиться своими вдохновляющими историями.

Ароматы для Соединенных Штатов

Instagram - это уникальный симбиоз сарафанного радио и красивой, продающей картинки, уверена предприниматель Анна Бахтеева из Казани. Её бизнес опровергает правило торговли, что выбор места – это уже половина успеха. У Анны сложная ниша: эксклюзивные ароматы, косметика для ухода за лицом и телом, и шоурум в спальном районе Казани, главная витрина – в социальных сетях, аккаунт Bainita она ведет сама.

«Головная боль любого предпринимателя - так называемая «проходимость». Сколько человек проходит через торговую точку каждый день, мне уже не так важно. Мой бизнес держится на Instagram. Я никогда не смотрю, что делают конкуренты. Подсматривая за остальными, ты точно никогда не будешь номером один», - уверена Анна.

Фото предоставлено пресс-службой Tele2

В период прошлогодних ограничений поток заказов в аккаунте вырос втрое. Предприниматель работала из дома, рассказывала об ароматах, снимала видео и всерьез задумывалась, стоит ли по-прежнему арендовать помещение для магазина, если онлайн приносит хороший доход. По подсчетам Анны, без Instagram у нее бы не было 80% покупателей, сейчас солидные посылки с косметикой отправляются в Европу и США.

«Правильные тексты, красивые рилсы и фото в совокупности позволяют получить хорошую прибыль, но здесь также в приоритете оперативность ответа, а значит нужен качественный интернет. Важно быстро залить контент, выложить сторис, ответить на сообщение, пока клиент не ушел из аккаунта», - поясняет Анна Бахтеева.

Также девушка создала в аккаунте подборки с отзывами о товарах и собирает их ежедневно. Это бесценный источник информации и секретное оружие против конкурентов.

Фотоджунгли Антона Афанасьева

Нижегородец Антон Афанасьев более трех лет занимается комнатными растениями, делает флорариумы на заказ, декоративные гербарии и подвесные композиции, так же проводит мастер-классы. Бизнес вырос из постоянных попыток купить уже взрослое красивое растение, но флора из гипермаркетов стремительно гибла дома несмотря на все усилия. Тогда Антон открыл свой магазин, но чуть раньше начал вести бизнес-аккаунт. Продвигать подобный товар удобнее через социальные сети, очень многое зависит от визуальной составляющей, считает основатель проекта. Поэтому упор он сделал именно на Instagram и не прогадал. В этой социальной сети наиболее активны женщины, они же неравнодушны к цветам.

Фото предоставлено пресс-службой Tele2

«Покупатели в онлайн более решительные, до 90% заказов сейчас приходит через аккаунт. В Instagram есть уже готовые инструменты, которые может освоить любой более-менее смышленый человек, и не надо тратиться ни на какого SMM-менеджера - для малого бизнеса достаточно того, что предлагает сама платформа. Контент дозируем, есть посты с полезной информацией, также стараемся устраивать giveaway (розыгрыш приза) каждые 10-12 дней, это позволяет не только удержать людей в подписках, но и привлекает новых. Здесь все в абсолютном выигрыше», - считает предприниматель.

Сейчас в аккаунте его магазина Botanicum 12,6 тысяч подписчиков, шоурум с пальмами и разнообразными цветам в горшках, декоративными корягами и ромашками в стекле работает 2-3 раза в неделю, а заказы из интернета приходят каждый день. По наблюдениям Антона Афанасьева, летом, когда растения можно пересылать по России, прибыль увеличивается на 15% благодаря клиентам из других городов. Фото и видео из аккаунта доказывают, как педантично и умело студия работает с растениями. Так приходят крупные заказы на «озеленение» интерьеров.

Видео как обоснование цены

Брутальный Никита Ившин, основатель и руководитель мебельной компании VashLoft, держит сайт больше для статуса. В Кирове у бренда большой офис в бизнес-центре, но 90% заказов приходят из других городов России в аккаунт Instagram. Никита уверен, сайт – это только визитка, социальные сети помогают выйти на свою целевую аудиторию в течение нескольких месяцев, получить живую клиентскую базу, продавать больше и эффективно работать с возражениями.

«У нас стоимость мебели чуть выше среднерыночной, есть премиум сегмент, поэтому часто слышим вопросы, можно ли сделать дешевле, - рассказывает Никита Ившин. - Однажды одному из клиентов во время замеров я показал видео проектирования и производства, насколько трудоемкую и сложную работу мы делаем. Он был поражен и сказал, что теперь ценность нашего продукта для него гораздо выше, более того, теперь он смело может рассказать, какую крутую мебель для него сделали. Мы стали размещать в блоге видео о создании продукции и вопросы о цене стали задавать реже. Вообще на хорошие любительские фото и видео, без профессионального света и монтажа, отклик всегда лучше. Важно, чтобы они были именно живыми и настоящими».

Фото предоставлено пресс-службой Tele2

Сейчас у VashLoft более 280 000 подписчиков. По словам руководителя мебельной компании, в 2017 году он серьезно вложился в продвижение аккаунта в социальных сетях. В честь пятилетия студии целый месяц предприниматель дарил подписчикам предметы интерьера собственного производства на общую сумму около полумиллиона рублей плюс 300 тысяч потратили на таргетинг-рекламу. За месяц в группу пришли 150 тысяч человек, не фейковые аккаунты, живые люди и активная клиентская база. Заказы в первый месяц после розыгрыша покрыли все расходы с лихвой, проведенная почти 4 года назад акция до сих пор приносит плоды.

В связи с активным ростом интереса к социальным сетям у малого и среднего бизнеса, Tele2 дополнила корпоративные тарифы новыми возможностями для модемов и роутеров. Предпринимателям-абонентам линейки «Мой бизнес для интернета» теперь доступны услуги «Безлимитный Instagram» или «Безлимитный TikTok». При этом непотраченный трафик по-прежнему переносится на следующий месяц. Закачивать видео, делать подборки отзывов и сторис с интересным дизайном и размещать в аккаунте компании в режиме нон-стоп, а значит развивать свой бизнес не расходуя гигабайты, стало еще проще. Так предприниматели смогут всегда оставаться в сети, быть на связи со своими клиентами и открывать новые возможности для своего дела.


[i] По данным отчетов We Are Social и Hootsuite о состоянии цифровой сферы Global Digital 2021.