Аутизм, как он есть:
всё ли казанцы знают о себе?
Проект новостного портала ProKazan.ru
Женщина нашла у своего мужа книгу под названием «как расшифровать её эмоции». Позже она узнала, что у него расстройство аутистического спектра, а с помощью книги он хотел научиться понимать свою жену. Да, у таких людей зачастую есть проблемы с распознаванием чувств людей. Порой мы можем даже не понять, что у нашего собеседника такой диагноз. Оказывается, не все так просто. Давайте разбираться.
Нажимайте на указатели,
чтобы узнать, как стать моложе!
1
Редакция Pro.Kazan
побывала в гостях у АВА-центра «Новая Планета»
Героиня нашей сегодняшней статьи — Салихова Светлана Айдыновна. Светлана является специалистом Прикладного Анализа Поведения, дипломированным Поведенческим Аналитиком. После переезда в Казань, Светлана хотела найти центр, который бы практиковал АВА, но не нашла того, кто бы работал так, как привыкла работать она, с программой, с чек-листами, с графиками, которые отражают прогресс по тем или иным целям.
Редакция ProKazan узнала, как ведут себя дети с аутизмом и как именно им помогают в центре
— Здравствуйте! Спасибо, что поделились своей историей. Напомните пожалуйста нашим читателям, что отличает деток с аутизмом?
— Как происходит работа педагогов с ребенком?
Тогда её посетила мысль открыть свой собственный центр. Светлана решила во что бы то ни стало создать такое место, где будут только лучшие специалисты и действительно качественная помощь. Вот уже три года она прилагает титанические усилия, чтобы детки смогли стать счастливыми и успешными людьми. Труды Светланы не прошли зря, и теперь «Новая Планета» — один из самых востребованных АВА-центров в России.
— Начну с выражения: «если ты знаешь одного человека с аутизмом, — ты знаешь одного человека с аутизмом». Все люди разные. Объединяет их одно — расстройство аутистического спектра, которое представляет собой триаду нарушений: социального взаимодействия, коммуникации, стереотипные повторяющиеся действия.
— Прежде чем начать работать с ребенком над формированием академических навыков, навыков понимания речи, просьбы и др., нужно сформировать ребенку навыки учебного поведения. Неделя, две или месяц — нужно научить ребенка продолжительное время выполнять простые задания за столом и в пространстве, не проявляя проблемное поведение. За успешное выполнение мы предоставляем ребенку приз или вознаграждение.
Бывают разные проявления РАС. Один ребенок с аутизмом, к удивлению некоторых людей, ничем на первый взгляд, не отличается от ребенка без расстройств, и он точно также может обладать талантами и знаниями в узких областях. Например, такой малыш может обожать динозавров и знать о целую энциклопедию о них наизусть, дословно рассказав про каждый вид и подвид. Или говорить на иностранном языке лучше, чем на родном. Но, при этом, у такого ребенка могут быть серьезные проблемы социального взаимодействия. Он не может без предварительного вмешательства специалистов ПАП (АВА) соблюдать правила в коллективе сверстников, может очень бурно реагировать на проигрыш и, не реагируя на тему, заданную собеседником, может без умолку говорить о том, что ему интересно, например, про тех же динозавров, как будто не слушая собеседника.
В нашем центре мы особое внимание уделяем разнообразию игр и игрушек, чтобы и занятия, и переменки проходили с максимальной пользой и удовольствием для ребенка. Потом мы тестируем ребенка. Нам важно оценить для составления эффективной программы базовые навыки ребенка: Понимание речи, комментирование, выстраивание диалога, имитация, навык просьбы, визуально-моторная координация, и так далее. По результатам тестирования составляем индивидуальную программу.
Если зацикленного на динозаврах ребенка спросить, как прошел его день, он расскажет вам о популяции стегозавров. Ребенок услышит и поймет вас, но внутренняя зацикленность не даст ответить на ваш вопрос.
Другой ребенок может не переставая крутить в руках шнурок. И, попытки переключить его на что-то другое, могут вызвать проблемное поведение – такое как крик, громкий плач и т.д.
Малыш с РАС может поступить к нам в центр с полным непониманием речи, агрессивным и самоповреждающим поведением. Если он играет с горохом, и кто-то решил взять у него горошинку, может начаться настоящая истерика.
Нажимайте на указатели,
чтобы узнать, как стать моложе!
1
Все методы и принципы, которые применяются в Прикладном Анализе Поведения – научно доказаны
— Ваши курсы и методики пользуются популярностью только в Казани?
Расскажите о них.
— А как по ним проходят сами занятия?
— К нам на интенсивные курсы абилитации приезжают со всех регионов России; много из Якутии и близлежащих республик, из Западной Сибири и многих других городов. Без платной рекламы, только за счет «сарафанного радио», наши курсы популярностью. С прошлого года к нам стали поступать заявки из других стран: Молдовы, США, Швеции и Швейцарии.
— После составления индивидуальной программы и протоколов к ней, на каждом занятии педагог фиксирует каждую реакцию ребенка по каждому упражнению. Далее мы переносим информацию в электронный формат, строим графики, анализируем данные, предоставляя родителям наглядную информацию о прогрессе ребенка. Куратор в зависимости от прогресса корректирует программу, меняет или добавляет цели, ориентируясь также на просьбы и желания родителей.
Все методы и принципы, которые применяются в Прикладном Анализе Поведения – научно доказаны.
— Что бы вы посоветовали родителям особенных детей?
— Аутизм часто сочетается с сенсорной гипо- или гиперчувствительностью. Это недостаток, потребность в определенных ощущениях или повышенная чувствительность к чему-либо. Если у ребенка, например, есть тактильная или проприоциптивная гипочувствительность, он может совершать какие-то действия, которые выглядят как социально-неприемлемые. Например, у нас был случай, мама ребенка обратилась к нам с запросом: ее сын в школе, постоянно залезал на парты, откуда его постоянно приходилось стаскивать педагогам. Все жаловались на то, что он непослушный, избегает таким образом заданий.
— Я бы посоветовала не верить заказным статьям и рекламам, в которых обещают вылечить аутизм ребенка с помощью волшебной таблетки или чудо-прибора. Я провела сотни бесплатных консультаций, и знаю на практике, что родители, в расстроенных от диагноза чувствах, часто прибегают к поиску помощи в интернете.
Они ищут не программу занятий, а возможность полностью избавиться от проблемы за короткие сроки. Хочется сказать, что я не встречала ни одного необучаемого ребенка с аутизмом. Ребенка с аутизмом можно научить огромному количеству навыков, главное подойти к этому делу с умом.
— Расскажите поподробнее про то, как люди с аутизмом чувствуют то, что их окружает?
Как только ребенок стал посещать наш центр, мы провели функциональный анализ этого поведения. Простым языком, мы поняли, что он залезает на стол, не для того, чтобы избежать заданий, а для того, чтобы его оттуда стаскивали. Ему нравились надавливания на его тело, точнее он испытывал потребность в этом.
Это потребность в ощущении «тяжести» на теле. Мы написали подробную программу коррекции этого поведения «залезать на парту», которая предполагала использование специального «утяжеленного одеяла» в нашем центре и «утяжеленного жилета» в школе, похлопываний по телу и др., которые предоставлялись ребенку по определенному графику, согласно этапу плана коррекции. Через 1,5 месяца ребенка как подменили: он стал быстро приобретать академические навыки и чувствовал себя комфортно.
Это был пример гипочувствительности. А вот пример гиперчувствительности может проявляться в страхе шума от бытовых приборов, например. Здесь мы делаем процедуру систематической десенсибилизации на шум: постепенное снижение чувства тревожности к подобным звукам.
— Какие мифы об аутизме наиболее распространены среди родителей?
1
"Диета лечит от аутизма"
Звучит странно, но большинство родителей, наслушавшись «интернет-знахарей», в это верят. Да, некоторым детям действительно нужна диета по результатам анализов, но исключительно диета не поможет избавиться от самого аутизма.
2
"Многие симптомы аутизма уйдут после аппаратных методик!"
Прогресс возможен только в комплексе с занятиями с ребенком. Массаж, плавание, режим дня и физкультура помогут подтянуть физическое здоровье, таким образом ребенку будет легче меняться, быть более сосредоточенным на обучении, ведь «в здоровом теле — здоровый дух».
3
"За год многому
не научишь"
Это показывает непрофессионализм педагогов. Наши дети за год добиваются поразительных результатов. Если неопытный специалист учит ребенка шаблонам и заучиваниям, то мы учим стратегиям обучения; добиваемся того, чтобы малыш не только по картинке понимал, что рыбка плывет, но и увидев аквариум и взглянув на видео на канале Discovery осознавал, что происходит, и понимал ассоциацитивную связь рыбки и воды, то есть у ребенка формировалась концепция каждого слова. Очень важно, чтобы упражнения программы были тщательно подобраны, чтобы формировались в том числе как мы любим говорить «бесплатные навыки», то есть те, которые формируются без специального отдельного обучения, а только как следствие формирования навыков по другим упражнениям.
4
"Лучше заниматься с ребенком самим, чем отдавать чужим людям"
Дело каждого человека, что делать с ребенком. Некомпетентным педагогам действительно детей лучше не доверять. Наш центр хорошо зарекомендовал себя. Наши сотрудники являются логопедами, клиническими психологами, нейропсихологами, дефектолагами и дополнительно имеют образование в области ПАП.
Каждый сотрудник проходит длительную стажировку, а после — работает под наблюдением и контролем кураторов и супервизоров. Вторые являются мировыми ведущими специалистами по работе с детьми с аутизмом и живут не в Казани, поэтому работают с информацией удаленно.
Также мы являемся представителями очного курса по основам Прикладного Анализа Поведения для родителей и специалистов Ольги Мелешкевич и Марины Азимовой. Для нас большая честь, что поведенческие аналитики, известные во многих странах, доверили в России читать курс именно нашему центру.
Нажимайте на указатели,
чтобы узнать, как стать моложе!
1
— Я рада, что смогла раскрыть для вас секреты аутизма. Приходите ещё, если возникнут новые вопросы!
— Расскажите, что еще есть в вашем центре?
«Клуб психологической поддержки подростков» - еще одно из нескольких направлений нашей работы. Уже взрослые наши ребята с аутизмом учатся там навыкам диалога со сверстником, навыкам общения в коллективе, учатся даже шутить и проходить собеседования,необходимые при устройстве на работу.
— У нас есть проект тренировочной квартиры, где дети обучаются бытовым навыкам и навыкам самообслуживания. Если нормотипичные сверстники учатся, наблюдая и повторяя то, что делают другие самостоятельно, то дети с аутизмом нуждаются в специальной программе обучения с использованием подсказок: физических, визуальных и постепенного их снижения.
— Спасибо за интервью! Уверены, нашим читателям было интересно узнать много нового о таких детках. И, что самое главное, такая информация поможет людям перестать сторониться особенных ребят. Всё оказалось совсем не так сложно, как мы привыкли считать.
Главная цель центра — сделать ребенка счастливым и максимально автономным. Будет ли ребенок счастлив, увидев к себе жалость или услышав обидное слово? Он нуждается не в жалости, а в помощи и поддержке: как финансовой, так и моральной.
Просто улыбнитесь такому ребенку, и пусть он станет чуточку счастливее.
Хотите узнать больше о центре ABA-терапии
"Новая Планета"?
Переходите по ссылке!