Что делать казанским родителям, если "ребенку почти 2 года, а он так и не говорит мама"

Речевое развитие ребёнка к двум годам может быть выражено в разной степени: его речь может находиться на уровне лепета или он может говорить уже развернутой фразой. Выделяют условные возрастные нормы речевого онтогенеза, но последовательность и время возникновение звуков индивидуально – каждый развивается со своей скоростью.

На развитие речи ребенка могут оказать влияние неблагоприятные внешние и внутренние факторы, которые и могут стать причиной речевых нарушений. Такое отрицательное воздействие на организм малыша оказывают: токсикозы, заболевания мамы и нездоровый образ жизни во время беременности, внутриутробные патологии, родовые травмы, заболевания самого малыша в раннем возрасте, генетические факторы и др. В результате этого могут быть поражены речевые механизмы и центральная нервная система ребенка.

Также речевые дисфункции имеют место в связи с особенностями развития зубочелюстно-лицевой системы. Например, это могут быть неправильно сформированный прикус, нарушение в зубном ряду, короткая подъязычная связка или неестественное строение твердого и мягкого нёба. Если вы наблюдаете такие отклонения у ребенка, то наряду с работой логопеда, исправить ситуацию поможет врач-ортодонт. Ведь правильное речевое развитие возможно при нормально сформированных органах речи и их функциях, ненарушенном слухе и полноценном общении со взрослыми.

Многие родители не догадываются, что на правильность формирования речи большое влияние оказывает и обстановка в семье. Ребёнок воспринимает речевые сигналы через взрослого, поэтому роль этого общения очень велика. Но может возникнуть ситуация, когда родители из-за усталости после работы, не разговаривали с ребенком, а давали ему планшет. Или недостаточно внимательно слушали малыша, когда он им что-то рассказывал. Общение должно быть значимым для ребенка, протекать в условиях эмоционально положительной обстановки, при использовании правильных образцов речи, и побуждать его к диалогу. Дети первых лет жизни, которые растут в условиях ограниченного речевого окружения, отстают как в речевом, так и в психологическом развитии.

Итак, наша речь – это сложно организованная система, имеющая локализацию не только в периферическом артикуляционном аппарате, но и в различных структурах головного мозга. К моменту второго года жизни ребёнка чаще встречается такое расстройство экспрессивной речи, которое выражается в том, что самостоятельная речь (говорение) не развивается, а могут присутствовать лишь отдельные звуки или слова. У малыша возникают трудности усвоения правильного артикуляционного движения и их переключаемости, наблюдается ограничение объема словарного запаса, страдает звукопроизношение, т.е. речевые операции оказываются несформированными, и ребенок не способен правильно оформить свою мысль (как лексически, так и грамматически). Нарушения речи могут при этом сопровождаться моторной неловкостью, расстройством памяти, внимания и поведения, поэтому чтобы запустить речь у неговорящих детей, нужен целый комплекс мероприятий.

Подобная целостная система по коррекции нарушений речи направлена на восстановление всех ее функций, в том числе моторных и психических. Так, ведется работа по развитию крупной и мелкой моторики, по развитию мышления, по увеличению объема словарного запаса и слухоречевой памяти, по коррекции поведения, что в целом способствует улучшению познавательной деятельности и формированию навыков самообслуживания.

Одним из компонентов данного комплексного подхода является и коррекция нарушений звукопроизношения. Правильно поставить звуки поможет логопед. Он на своем примере показывает ребенку как нужно правильно произносить звук, развивая функцию подражания, слуховое и зрительное внимание. Такая методика позволяет ребенку запоминать движение мышц артикуляционного аппарата во время произнесения звука, тем самым и формируя правильное произношение.

Обучение проходит с помощью индивидуально подобранного дидактического материала: красочных картинок, иллюстраций, развивающих игр, пазлов, посредством которых ребенок не только лучше понимает основы звукопроизношения, но и расширяет знания об окружающем мире.

Речевые расстройства ведут к нарушению процессов общения и адаптации в детском коллективе, при которых осложняется овладение языком как средством коммуникации. Лучше, если ребенок будет заниматься не только наедине с логопедом, но и в группах с другими детьми. Это позволит ему через игры и упражнения учиться общению и со своими сверстниками. 

Не стоит недооценивать и вспомогательные методы, как например, логопедический массаж, способствующий нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, произносительной стороны речи, что сокращает сроки работы логопеда с ребенком. Логомассаж расслабляет и вызывает благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих в речедвигательном процессе немаловажную функцию.

Если ребенок не разговаривает в 2-3 года, это не повод для паники, но повод чтобы задуматься о его здоровье. Каждый маленький человек развивается по-своему, в своем темпе, однако нарушения развития речи, помимо дисфункции процесса говорения, могут скрывать под собой и нарушения других функций. Специалист поможет вам разобраться в этом и помочь вашему малышу. Главное вызвать в нем желание общаться, пополнять словарный запас и учиться новым словам. Для этого и вы активно создавайте для ребенка новые впечатления, которыми он сможет с вами поделиться. Не пресекайте попытки ребенка с вами заговорить и найдите хорошего специалиста, который поможет вам в решении этой проблемы. 

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстрее заговорил, рекомендуем обратиться в Логопедический Центр Елены Нуруллиной. Подробности узнавайте по телефону +7 (962) 572-03-06 и на сайте http://centrnurullina.ru/.