Наверх

Новости

Гражданская авиация в Казани за 100 лет: от 8-местного К-5 до крупнейшего самолета в мире

16+

Портал ProKazan.ru расскажет, как развивались пассажирские авиаперевозки в нашем городе с начала ХХ века до наших дней

Сегодня в рубрике "Историческая Казань" речь пойдет о гражданской авиации. Если в начале ХХ века сами полеты самолетов воспринимались как нечто из области научной фантастики, то уже с 1920-х годов они становятся популярным видом транспорта, позволяющим добраться из Казани в Москву за считанные часы.

Портал ProKazan.ru расскажет, как развивались пассажирские авиаперевозки в нашем городе в течение 100 лет.

Начало ХХ века

К началу прошлого столетия относится время появления первых самолетов, способных принимать на борт не только летчиков, но и пассажиров. Однако все они были похожи скорее на опытные образцы.

В 1913 году в России в небо поднялся первый в мире четырехмоторный самолет "Русский витязь". В первую очередь, он разрабатывался в качестве самолета-разведчика, но был способен брать на борт и пассажиров. Однако летал он недолго и был выведен из строя в том же году.

В конце того же года в России был создан новый четырехмоторный самолет – "Илья Муромец", на котором поставили ряд рекордов по грузоподъемности, числу пассажиров на борту, а также времени и максимальной высоте полетов.

По факту "Илья Муромец" стал первым в мире пассажирским самолетом, который удалось "довести до ума". Впервые в истории авиации он был оснащен отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом.

Однако наладить регулярные пассажирские перевозки тогда не успели – началась первая мировая война и все построенные "Ильи Муромцы" перевели в Императорский военно-воздушный флот в качестве бомбардировщиков. Использовались они и в Гражданскую войну.

Что касается Казани, то впервые здесь смогли увидеть настоящий самолет в сентябре 1910 года, во время первой в истории города "авиационной недели", которая проходила на городском ипподроме.

Тогда при огромном стечении публики в небо на легком самолете "Блерио-5" поднялся француз Леон Летор, а вслед за ним – казанец Александр Васильев.

- Гром рукоплесканий всей многотысячной толпы сопровождал Васильева во время его полета, продолжавшегося 20 минут. Мастерски выполненный спуск увенчал блестящий воздушный маневр молодого русского авиатора. Не успел красавец-моноплан коснуться земли, как публика со всех мест рванулась к нему и при восторженных аплодисментах подхватила Васильева и на руках донесла до ангара, - написала тогда газета "Казанский телеграф".

В том же году в Казанском университете появился кружок воздухоплавания. А в 1914 году в городе создается Общество любителей авиации, которое обратилось к городским властям с просьбой выделить деньги на устройство аэродрома и закупку самолетов.

Первый в городе аэродром планировалось построить в поселке Аракчино, также Общество намеревалось открыть в городе летную школу. Но этим планам помешали первая мировая война и революция.

1920-1940-е годы

Датой рождения гражданской авиации в СССР считается 1923 год, когда было создано акционерное общество "Добролет – Российское общество добровольного воздушного флота". В его задачу входило создание отечественной пассажирской авиации практически "с нуля".

Продавая акции, "Добролет" смог собрать более 500 000 рублей золотом, на которые приобрели 14 немецких одномоторных "Юнкерсов Ф-13".  Это были небольшие самолеты, вмещавшие по 4 пассажира и 2 члена экипажа.

Появление гражданской авиации не обошло стороной и перевозку различных грузов. Если сейчас авиаперевозки грузов занимают достаточно мало времени, а перевозить можно грузы разных габаритов и свойств, то раньше это было проблематично.

В том же году открылась первая пассажирская авиалиния в СССР, связавшая Нижний Новгород и Москву.

"Юнкерсы" летали со скоростью 140 километров в час, преодолевая 500-километровое расстояние за 4 часа. Однако полет длился дольше – двигатели самолетов были ненадежными, поэтому каждые полчаса приходилось совершать посадки для их проверки.

Несмотря на все недостатки и высокую стоимость билета, первая авиалиния пользовалась бешеной популярностью среди пассажиров. 

Поэтому уже 10 октября 1923 года Совет труда и обороны СССР утвердил план развития авиалиний, который среди прочих, предусматривал создание линий Нижний Новгород – Казань и Казань - Саратов.

Однако полеты гражданской авиации через наш город начались только спустя пять лет, когда была открыта авиалиния Москва – Казань – Свердловск – Курган – Омск – Новосибирск (чуть позже ее продлили до Красноярска и Иркутска).

Эта авиалиния стала четвертой в СССР (после линии Москва – Нижний Новгород и двух международных маршрутов Улан-Удэ – Улан-Батор и Москва – Баку – Тегеран) и самой протяженной из всех.

В 1930 году на смену "Юнкерсам" приходят первые советские пассажирские самолеты АНТ-9 и К-5. Последний стал основным гражданским лайнером в СССР до начала второй мировой войны.

К-5 мог брать на борт 8 пассажиров – в два раза больше, чем "Юнкерс". При этом максимальная скорость нового самолета составляла 206 километров в час.

В это же время в Казани севернее Арских казарм (современная улица Патриса Лумумбы) строится первый в городе аэропорт, принимающий пассажирские самолеты.

1 января 1940 года на маршрут Москва - Казань - Свердловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск выходит новейший советский самолет Ли-2, который становится основным самолетом "Аэрофлота" до 1947года.

После Великой Отечественной войны, в конце 1940-х годов на авиалинии страны, в том числе и те, которые проходили через Казань, поступает самолет Ил-12. Он считается первым отечественным лайнером, который проектировался специально для пассажирских перевозок.

До этого самолеты, перевозившие пассажиров, были двойного назначения и в любое время могли быть переоборудованы в военные.

1950-1960-е годы

Этот период считается "золотым" в истории советской авиации. В это время на международные и местные линии один за другим поступали новые самолеты, строились здания аэровокзалов и быстро росло число пассажиров.

С конца 1940-х - начала 1950-х годов на местные линии Казани и других городов и поселков Советского Союза поступает самолет "Ан-2" - знаменитый "кукурузник". Рейсы на "Ан-2" связали между собой большое количество районный центров Татарии и других регионов страны. Тогда про этот самолет говорили, что на нем сельские бабушки летали друг другу в гости.

Событием для Казани стало строительство в начале 1950-х годов нового здания аэропорта в Советском районе. Тогда место в районе улицы Патриса Лумумбы находилось на окраине города.

Как ни странно, это красивое сооружение с колоннами и башенкой в сталинском стиле строилось по типовому проекту. "Здания-близнецы" казанского аэропорта в это же время появились в Красноярске, Челябинске, Львове и ряде других городов СССР.

Перед зданием аэропорта со стороны жилых домов была обустроена просторная площадь - здесь проложили асфальтовые дорожки, установили фонари, посадили деревья.

В это же время наш город включили в самую протяженную международную линию "Аэрофлота" Москва - Казань - Свердловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Чита - Хайлар - Харбин - Шеньян - Пхеньян.

Ее расстояние составляло 7200 километров, а время в пути составляло 66 часов. Рейсы по этому маршруту на самолетах Ил-12 выполнялись шесть раз в неделю. Билеты на самолет от Москвы до Пхеньяна в первом классе стоили 3168 рублей при средней зарплате 719 рублей в месяц.

Столица Татарии входила и в самую протяженную внутреннюю линию "Аэрофлота" Москва - Казань - Свердловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Чита - Тыгда - Хабаровск - Южно-Сахалинск. Расстояние между конечными пунктами составляло 8000 километров, а полет длился 58 часов.

С 1 мая начали выполнять и регулярные полеты в Китай по маршруту Москва - Казань - Свердловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Батор - Пекин. При этом пассажиры долетали на Ил-12 только до Иркутска.

В этом городе они ночевали, а утром пересаживались на самолеты китайской авиакомпании "Миньхандюй" и через Улан-Батор следовали в Пекин. С 1956 года рейс стал прямым - без пересадки на другие самолеты.

В следующем году на линии аэрофлота поступает новый самолет Ил-14, который до начала 1960-х годов оставался основным лайнером на внутренних линиях.

В 1956 году на линии вышел реактивный самолет Ту-104, совершивший настоящую революцию в сфере авиаперевозок. Из-за того, что в то время далеко не все аэродромы были способны принимать такие самолеты, их нередко сажали на военные базы, а пассажиров не выпускали из салоне по соображениям секретности.

Начиная с Ту-104 питание на самолетах стало бесплатным - прежде пассажиры сами оплачивали бутерброды и чай. Этот самолет в основном использовался на международных и дальних внутренних линиях.

Однако уже с 1962 года на линии вышел ближнемагистральный реактивный самолет Ту-124. Про него говорили, что этот самолет впервые принес комфорт и скорость в советскую провинцию. Казань стала одним из таких городов. Вскоре его начали менять на более современный Ту-134.

1970-1980-е годы

К 1970-м годам аэропорт в Советском районе Казани перестал соответствовать требованиям времени. Город остро нуждался во протяженной взлетной полосе, которая позволила бы принимать современные самолеты.

Между тем, старый аэропорт почти со всех сторон находился в окружении жилой застройки. Поэтому в 1972 году было принято решение о строительстве нового аэропорта "Казань-2" в 26 километрах южнее города со взлетной полосой 2500 метров.

В 1979 году аэропорт "Казань-2" был открыт. 15 сентября отсюда вылетел первый самолет Ту-134 до города Сочи. Уже в ноябре новый аэропорт принимает самолеты Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ан-12, Ан-24, Як-40 и другие.

В 1982 году аэропорт оснастили для приема самолетов Ил-86. Спустя два года он был переименован в аэропорт "Казань", став, таким образом, основным для города.

В 1986 году аэропорт "Казань" получает статус международного. А 1 мая 1987 года выполняется первый международный рейс по маршруту Казань - Берлин на самолете Ту-154. Помимо Германии, вскоре открываются рейсы в Турцию, Польшу, Болгарию, Китай и другие страны.

1980-е годы - единственное время, когда Казань имела сразу два действующих пассажирских аэропорта. При этом новый аэропорт обслуживал международные и основные внутренние рейсы, а старый аэропорт в Советском районе - в основном, местные авиаперевозки.

1990-2000-е годы

26 октября 1992 года состоялся первый международный рейс - Стамбул - Казань - Стамбул, который выполнила зарубежная авиакомпания "Турецкие авиалинии". В марте 1997 года немецкая авиакомпания "Люфтганза" открывает регулярные полеты по маршруту Казань - Франкфурт на самолетах А-319.

В 1994 году власти приняли решение провести реконструкцию аэропорта под новые требования. В частности, проект предусматривал увеличение длины взлетно-посадочной полосы до 3750 метров, реконструкцию здания аэровокзала, строительство гостиницы и других объектов.

В 2005 году был запущен современный бизнес-терминал с пропускной способностью 100 пассажиров в час.

Историческим событием стал 2006 год, когда казанский аэропорт принял и обслужил самый большой транспортный самолет в мире Ан-225 "Мрия". 

Старый аэропорт в Советском районе прекратил обслуживание самолетов с начала 1990-х годов. Спустя какое-то время территория, где прежде находилась взлетная полоса стала застраиваться многоэтажными домами - жилой комплекс XXI век. 

В 2000-е годы на территории бывшего аэропорта построили новый ипподром "Казань", ставший одним из крупнейших на территории России. Возле старого аэровокзала было построено самое высокое здание Казани - 37-этажный жилой комплекс "Лазурные небеса". 

Дальнейшая судьба самого здания аэровокзала, которое 30 лет служило главными воздушными воротами города, под вопросом. 

В настоящее время здесь размещены офисы частных фирм. Некогда благоустроенная площадь перед старым аэропортом сегодня находится в полузаброшенном состоянии.

Наши дни

После того, как Казань завоевала право проведения Всемирной летней Универсиады встал вопрос о новой реконструкции аэропорта. Программа модернизации предусматривала строительство нового пассажирского терминала и обновление старого, реконструкцию взлетно-посадочной полосы, а также ряда других объектов.

7 ноября 2012 года открылся новый Терминал 1А с пропускной способностью 1,2 млн пассажиров в год. Реконструкция Терминала 1 завершилась к лету следующего года. 

Работы по реконструкции аэропорта сопровождались скандалами, связанными с хищениями средств, выделенных на проведение работ.

Так, в конце прошлого года суд вынес приговор в отношении бывшего гендиректора ООО "Волгоспецмонтаж" Ярослава Глущенко, который был признан виновным в хищении более 275 млн рублей.

В настоящее время начинается процесс в отношении бывшего гендиректора стройкомпании ЗАО "Камдорстрой" Владимира Трунова, который обвиняется в хищении более 206 млн рублей.

В мае 2013 года открылась линия аэроэкспресса, соединившая аэропорт с железнодорожным вокзалом Казани. Ее обслуживали скоростные поезда "Ласточка".

Эта линия была убыточна, поэтому через какое-то время "Ласточки" сменили обычные электрички.

6 июля 2013 года в день открытия Всемирной летней Универсиады казанский аэропорт обслужил 123 рейса.

17 ноября 2013 года произошла крупнейшая в истории Казани авиакатастрофа. В этот день на территории аэропорта разбился пассажирский "Боинг 737" авиакомпании "Татарстан", летевший в Казань из Москвы. 

На борту было 46 пассажиров и 6 членов экипажа. Спастись никому не удалось.

В 2015 году аэропорт "Казань" во второй раз был признан "Лучшим региональным аэропортом России и стран СНГ", а также стал первым в России аэропортом, получившим статус 4 звезды.

В настоящее время аэропорт обслуживает рейсы в Турцию, Таиланд, Египет, ОАЭ, Грецию, Испанию, Болгария, Финляндию и другие страны, а также ряд внутренних направлений. 

.

Опубликовано: 10 мая 2017, 12:03
подписывайся!
3654 28
«Плачу 2 ипотеки, живу в «курятнике»: аварийщики о том, как живут на 6 кв.м.

Отчаявшиеся люди переезжают, боясь оказаться на улице

2587 70
Казанцы перестали выбрасывать мусор на свалки, сортируя его дома

ProKazan узнал, почему люди выбирают раздельный сбор

Полезно знать
2100 32
Неизвестная Казань: улица Газовая - машина времени, которая отправляет в нулевые

Изучаем городское пространство вместе с его жителями

885 8
2985 83
4835 64