Фоторепортаж: портал ProKazan.ru узнал, как в Казани восстанавливают "золотой дом" успешной бизнес-леди начала ХХ века

По улице Зои Космодемьянской, 2а между элитных высоток чудом сохранился деревянный домик. Он обнесен забором и находится на реконструкции. Табличка на воротах извещает, что это объект культурного наследия местного значения, признанный уникальным образцом деревянного зодчества в стиле модерн.

Корреспондент портала ProKazan.ru побывал внутри старинного строения и узнал, связан ли на самом деле дом с чаем и чайными традициями.

Для справки. Дом Дружининой построен в 1911 году. Он изначально имел два этажа и почти сразу в народе стал называться чайным домиком благодаря своим декоративным элементам, которые напоминали казанцам прошлого восток и его чайные традиции. Первоначально же чайные домики появились на родине чая, в Китае, и были общественными местами для общения. Когда чай стал "завоевывать" Россию, чайные домики появились и в нашей стране. В Питере и Москве сохранилось несколько таких объектов - как деревянных, так и каменных.

- История до конца не ясна, - призналась куратор реставрационных работ Юлиана Семенова. - Мы даже готовы сделать заказ краеведам и историкам, которые изучат архивы и узнают, кем же на самом деле была Варвара Дружинина. То ли это вдова, которой достался дом от мужа, то ли это сама по себе успешная купчиха, - бизнеследи, как сказали бы сейчас.

Внешне дом Дружининой совершенно не похож на активно реставрируемый объект. И правда, сейчас за забором никакие работы не ведутся. Однако с лета 2012 года, когда его выставили на торги, после чего он стал собственностью одной из строительных фирм, чей руководитель обожает деревянные дома, проделано немало.

Сначала архитекторы досконально изучили дом изнутри и снаружи, описав все до мелочей. Сняли слои более поздней отделки и "усовершенствования" советского периода, когда здесь находилась коммуналка.

Для реставрации понадобилось полностью разобрать дом – для этого пронумеровали каждое бревнышко. В разобранном состоянии вывезли его на базу организации, где над каждым элементом отдельно трудились 4 реставратора и несколько архитекторов. Некоторые бревна полностью или частично пришлось все-таки заменить – после выселения жильцов в 90-е годы дом горел.

После того, как элементы обновили, его снова собрали. Однако перевозили дом на прежнее место снова в разобранном состоянии – из-за трудностей при подъезде по адресу и окружающих высоток. Затем уже здесь его снова собирали строго по нумерации бревен. Только на все это ушло около 50 миллионов рублей.

- Дом был украшен основным коньковым навесом, - рассказала Юлиана Семенова. – Он был очень «кружевным», чешуйчатым. Кроме того, снаружи были балконы, консоли, кронштейны… Все это будет восстановлено. И еще был вопрос, какого цвета будет дом: верхний слой был зелено-голубым, а под ним мы обнаружили охристо-желтую краску.

Принять цветовое решение помогли старожилы этой местности. Одна из жительниц, общаясь с Юлианой сообщила, что когда еще в детстве вместе с дедом проходила мимо этого дома, они называли его "золотой". Перекрашен он был в советское время, когда здесь разместились коммунальные квартиры. Тогда же в некоторых проемах замуровали "родные" двери дома, которые, впрочем, благодаря этому идеально сохранились до наших дней.

- А вот внешние двери не сохранились, - сожалеет руководитель реставрационных работ. – Но мы нашли фотоматериал, по которому удалось восстановить те самые двери.

В ходе реставрации архитекторы национального музея выяснили, что и с тыльной стороны дома на крыше был конек. Его обнаружили, сняв современную обшивку – по следам на бревнах поняли, что конек был оторван и переобшит.

Выход с этой стороны выводил раньше в сад. Все это так же будет восстановлено.

Частично снаружи и изнутри дом покрашен в светлый оттенок. Но это не начало отделки в его первоначальный цвет, а защита от пожара.

Средство дорогое, поэтому им обработали в первую очередь внутреннюю часть, остатками обработали бревна и снаружи.

- Когда мы приобретали дом, у него уже прохудилась кровля, он уже к тому моменту был горелым, - вспоминает Юлиана Савельева. – Поэтому мы с самого начала вынуждены и охранять, и защищать его от подобного.

Но при этом даже архитекторов удивило то, что образовавшаяся про пожаре зола частично сама стала хорошим консервантом для бревен.

В местах, где они не так несильно прогорели, она помогла их сохранить в более хорошем состоянии. Но были и такие бревна, которые из-за пожара заменяли на новые.

Будут сохранены даже рамы, которые заметно толще современных и состоят из трех частей. Некоторые их участки тоже иногда приходилось менять.

Тетивная лестница — это лестница, ступени которой поддерживаются одновременно снизу и с торцов тетивой, а ступени крепятся в широкие пазы, сделанные внутри толстых (более 6 сантиметров) несущих балок.

- В доме были и витражные стекла вдоль парадной тетивной лестницы, - говорит Юлиана. – К счастью одна тетива и даже несколько стекол витража уцелели.

Сейчас их нет, но в первоначальном виде здесь были четыре печи. Пока не решено, будут ли они в чайном домике после реставрации такими же, как подлинные - действующими, или сохранят только свой внешний облик.

Как передает куратор проекта слова собственника строительной фирмы, который покупал дом в таком состоянии, "это была эмоция - хотелось оставить значимый след потомкам".

Реставрационные работы продолжатся с началом весны. Тогда приступят к фасаду и внутренней отделке. Пока же дом "устаканивается" после пересборки – старинные и новые бревна притираются друг к другу, конструкция принимает окончательную форму и положение под собственным весом.

К слову, в пределах видимости находится еще один деревянный домик. Но его, кажется, реставрировать никто пока не думал.