В бывших казанских храмах занимаются науками и устраивают ночные вечеринки

Весной этого года руководство республики решило вернуть верующим здание Духосошественской церкви, которое до недавнего времени занимал театр кукол "Экият". Портал Pro.Kazan.ru составил список самых известных храмов города, здания которых и поныне используются не в религиозных целях.

Здание бывшей Гостинодворской церкви (ныне — Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ)

- Эта церковь упоминается в писцовых книгах 1565-68 годов, - рассказывает начальник архивного управления Данил Ибрагимов. - Таким образом, она является одним из самых старых зданий на территории города. Есть версия, что ее переделали из здания мечети, которых в ханский период в этих местах было очень много, но письменных свидетельств этому, к сожалению, нет.

- За свою историю церковь несколько раз меняла свой облик, продолжает Ибрагимов. - Сохранился известный рисунок Турнерелли первой половины 19 века, на котором храм изображен в виде шатра.

- В 1870 году церковь сильно переделали и она приобрела совсем другой вид.

В советское время приход был распущен, а верхняя часть храма и колокольня разобраны. Именно в таком виде одно из самых древних зданий города дошло до наших дней.

- До 1962 года здесь располагался склад "Госпищеторга", - продолжает рассказ Ибрагимов. - Потом Совет министров республики передал здание архивному управлению. Не так давно Владимир Путин подписал указ о возвращении культовых сооружений верующим. Мы к этому готовы, но пока все архивы города переполнены и нам некуда идти. Есть проект строительства нового здания на улице Декабристов. Когда он будет реализован, мы сможем передать здание православной епархии.

Комплекс зданий "Архиерейского подворья" (ныне — территория НИИ Сельского хозяйства "Нива")

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь основан в 1665 году в 7 километрах от центра города около озера Средний Кабан. Являлся загородной резиденцией казанских митрополитов. Также монастырь известен тем, что по аллеям его знаменитого парка любил прогуливаться юный Лев Толстой.

После 1917 года Новоиерусалимский монастырь был закрыт одним из первых. В 20-е годы все постройки монастыря были переданы опытной сельскохозяйственной станции.

В 1949 году Воскресенский собор перестроили под общежитие для работников станции и здание сильно изменило первоначальный облик.

- Сегодня при Россельхоз академии создана структура ФГУП "Васильки", которая занимается всеми хозяйственными вопросами, - рассказывает заместитель директора НИИ "Нива" Владимир Лизунов. - При ее участии произошла передача церковных зданий 18-19 веков православной епархии. Но восстановительные работы проводятся пока только в Надвратной церкви.

- Общежитие, которое прежде являлось Воскресенским собором, мы освободили еще 15 лет назад. И с тех пор никаких реставрационных работ в нем не велось.

- Особняк бывшей архиерейской дачи также передан церкви. И до сих пор это здание пустует. Хотя в нем сидит охранник и был сделан косметический ремонт.

- Мы стронники фразы "Кесарю кесарево, а Богу богово". Все церковные здания осовобождены, а мы занимаем лишь те, которые построены уже в советские годы.

Никольская единоверческая церковь на Булаке (ныне — кафе Fleur и пиццерия "Татмак")

Храм был построен в 1862 году на средства купца Арсения Подуруева. Настоятели церкви всегда славились благотворительной деятельностью. Рядом с ней был построен роскошный по тем временам дом призрения на 50 человек.

В годы гражданской войны пострадал купол церкви — в него попал артиллерийский снаряд. В 1930 году, во время антирелигиозной кампании, купол окончательно разобрали, а колокольню взорвали. Сохранился лишь первый этаж, который по очереди занимали различные учреждения.

- Мы въехали в это здание в 2008 году, - рассказывает арт-менеджер кафе Fleur Регина Гарипова. - В 2007-2008 гг. наша компания провела в нем ремонт. До нас дом занимала аптека, а что было до нее, к сожалению, сказать не могу.

Университетская Крестовоздвиженская церковь (ныне — музей истории КФУ)

- Церковь была открыта в 1825 году после завершения строительства здания университета, - рассказывает сотрудник музея истории КФУ Лариса Уразаева. - Ранее на его месте находились гимназия и особняк Тенишева, которые архитектор Пятницкий соединил в единое целое. Храм известен тем, что именно в нем 14 февраля 1856 года состоялось отпевание Николая Лобачевского.

- После революции, уже с 1918 года в бывшей церкви открыли физкультурный зал. В 1941-1943 годах здесь находились общежития сотрудников Российской академии наук, эвакуированных из Москвы и Ленинграда. В 1943 году здесь открыли один из залов читальной библиотеки им. Лобачевского, а 30 ноября 1979 года - наш музей.

Католический храм Воздвижения Святого Креста (ныне кафедра аэродинамики КНИТУ-КАИ)

Первый католический храм в городе был открыт в 1858 году. Прихожанами церкви были многие известные ученые казанского университета, в частности, лингвист Н. Крушевский и востоковед О. Ковалевский. В начале 20 века было расширено и перестроено. Новое открытие церкви состоялось в 1908 году. В это же время при храме открылась приходская школа.

В первые годы после установления советской власти храм продолжал работать. В 1921 году в помощь голодающим Поволжья были изъяты все церковные ценности. Закрыли его только в 1927 году.

Впоследствие здание храма передали лаборатории Казанского авиационного института, а внутри установили аэродинамическую трубу.

Но и после краха коммунизма церковь не вернули верующим по причине трудности переноса той самой трубы. Вместо этого мэрия Казани выделила католикам участок земли перекрестке Островского/Айдинова. Здесь в 2008 году открылся новый храм Воздвижения Святого Креста, который внешне очень похож на своего предшественника.

Мнение эксперта

- Как правило, возвращение храмов происходит там, где есть устойчивая община верующих из местного населения, - рассказывает руководитель Общества русской культуры РТ Александр Салагаев. - А передача церкви храма Сошествия Святого Духа (бывший кукольный театр, прим. ред.) - это целиком добрая воля руководства республики. По большинству вопросов наша власть тесно сотрудничает с общественностью, чего, к сожалению, нельзя сказать о религиозных вопросах. Здесь для наших руководителей гораздо важнее мнение епархии, которая, как правило, редко проявляет инициативу.