Наверх

Капитан «Арабеллы» о том, почему произошла трагедия «Булгарии» и как возродить речной флот

Капитан «Арабеллы» о том, почему произошла трагедия «Булгарии» и как возродить речной флот
16+
Фото: Ольга Плешкова
ProKazan.ru поговорил с Романом Лизалиным о проблемах речного флота и о том, почему пассажирское судоходство пока нельзя назвать безопасным

Во ворник, 10 июля, в Татарстане вспоминали погибших на теплоходе «Булгария». Со дня трагедии, унесшей на Куйбышевском водохранилище жизни 122 человек, прошло 7 лет. К мемориалу близ поселка Сюкеево каждый год приезжает капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин, который первый пришел на помощь тонущей «Булгарии» и спас вместе со своей командой 79 человек.

«Никогда не пропадут из головы картины погибших детей, тех, которых мы поднимали на борт. Это очень страшные воспоминания»


Капитан «Арабеллы» спустя 7 лет после трагедии: «До сих пор анализирую, все ли правильно сделал»

Семь лет назад в этом красивом месте произошла страшная трагедия. Что вы чувствуете, глядя на эти воды?

- Приезжаю сюда, на место памяти, и легче становится. Уезжаю уже посвежевшим человеком. Об этом нельзя забывать, да и невозможно. Надо помнить, чтобы не допустить такую ситуацию еще раз. Надо признать, что, к сожалению, есть люди, которые пренебрегают правилами безопасности. Но если и учиться на таких ошибках, нельзя совершать их снова.


Роман Лизалин приезжает к мемориалу памяти каждый год

Думали о том, что можно было сделать по-другому?

- До сих пор анализирую, все ли правильно я сделал. И прокручивая у себя в голове, понимаю, что, попади я снова в такую ситуацию, принял бы те же решения. Не отступил бы ни на миг, ни на шаг. Я понимаю, что мы сделали все, что могли, но… Есть в душе то ли чувство вины, то ли беспомощности… Ты понимаешь, что ты сделал все от тебя зависящее. Но очень горько, что не смогли спасти всех. Особенно никогда не пропадут из головы картины погибших детей, тех, которых мы поднимали на борт. Это очень страшные воспоминания.


После трагедии теплоход-герой купил холдинг «Ак Барс». Фото из архива.

Что с вашей «Арабеллой»?

- Это еще один печальный момент. «Арабелла» - это судно, в которое мы вложили очень много сил и энергии. По большому счету, ситуация спасения людей при трагедии «Булгарии» - это только часть того, за то я уважаю свой экипаж. Моя команда - это не случайные люди, я могу сказать, что они полностью отдали себя флоту. Мы совместно с экипажем вдохнули жизнь в это судно. «Арабелла» стояла в Москве, как гадкий утенок, в плачевном состоянии. Своими руками мы приводили ее в порядок. И после ситуации с «Булгарией» судно забрали на ремонт. По плану «Арабелла» должна стать судном класса повышенной комфортности. В проекте заложен увеличенный запас безопасности, непотопляемости, прочности, но из-за отсутствия финансирования ремонт отложен на неопределенный срок.

Часть экипажа, конечно, разошлась на другие суда, чать работает со мной. Это очень печально. «Арабелла» - живое судно, которое сделано из ничего, и которое стало символом упорства, труда и целеустремленности.


Роман Лизалин назвал главные проблемы речного флота. Фото из архива.

«Ситуация на речном флоте по России - провальная яма. Мы предлагаем проекты, хотим, чтобы ситуация изменилась, но глобально ничего не происходит»

Как вы оцениваете наш речной флот?

- Ситуация на речном флоте по России - провальная яма. Мы предлагаем проекты, хотим, чтобы ситуация изменилась, но глобально ничего не происходит. Я не буду комментировать безопасность на нашем «Татфлоте», но по неофициальным данным, люди там уже несколько месяцев не получают зарплату. Как им жить? Кто будет работать? О какой тогда безопасности идет речь? Когда человек получает деньги, он готов отдавать себя полностью делу. А так мы получаем низкий уровень профессионализма на речном флоте. У нас очень низкий авторитет этой профессии! Если раньше речники были особой кастой, то сейчас это обыденная профессия, как грузчик. Люди понимают, что их отдача не будет ничем мотивирована. Мы теряем профессионалов, а с ними и безопасность. Это все - звенья одной цепи.

Говорят, вот, мол, построим суда и все станет хорошо. Но так не будет! Потому что судно можно построить за три года, а вырастить капитана-профессионала - десятки лет! Кто будет работать на новых судах, если они будут? 


Перегон судов в Нижнекамске. Фото с личной страницы Романа Лизалина.

То есть все дело в людях? Нужно обучать людей и все будет хорошо?

- Не совсем, здесь должна быть совокупность мер. Мы же понимаем, что если судовладелец не обращает внимание на техническую составляющую судна, то будь там хоть супер-экипаж, безопасность не будет на должном уровне. Здесь должен быть тандем судовладельцев и контролирующих организаций. И конечно, профессионализм экипажа. Сейчас мы имеем кадровый голод. Но его нельзя решить по мановению волшебной палочки.

У профессии речника очень низкий рейтинг. Популярность этой профессии, уважение к ней находится на самом дне. Нам нужно начать хотя бы информировать молодых людей, пытаться завлечь работать на суда. Они приходят, проходят какие-то курсы, а затем проходит месяц, и они уходят. Это случайные люди, и это плохо. Возможно, нужно снимать ролики, делать больше репортажей об этом.

Параллельно с этим, людей нужно обучать. Но мало просто начать их обучать, нужно создать базу. Сколько лет мы бьемся за строительство кампуса на базе филиала казанского университета водного транспорта. У нас ведь даже ребятишки из деревни не могут приехать учиться, потому что нет общежития. Лично мне деревенские очень нравятся, они более ответственные, работящие. Но чтобы отучиться, им нужно где-то жить, а ведь далеко не все могут себе позволить снимать квартиру. У нас есть предложения, и даже деньги уже выделены, но подвижки идут медленно. Мы с каждой навигацией упускаем шанс вернуть былое величие речного флота.

Третье - строительство судов. Я понимаю, почему суда не строятся. Понимаете, самые окупаемые суда - это танкеры, перевозящие нефтеналивные грузы, их окупаемость примерно 10-15 лет. Сухогрузный транспорт окупается через 20 лет. Но если мы говорим о круизном транзитном флоте, то срок его окупаемости составляет примерно 30-35 лет. Ну какой инвестор захочет построить себе судно за 1-2-3 млрд рублей для того, чтобы через 35 лет его вернуть? Поэтому здесь требуется непосредственное финансирование государства. Поблажки государственных программ есть, но это мизерные поощрения. И поэтому я предлагаю распределить дотации: если у одних срок окупаемости меньше, то дотаций им должно быть поменьше. А вот пассажирские, напротив, должны получать больше.


Перегон судов в Нижнекамске. Фото с личной страницы Романа Лизалина.

Что еще не хватает речному флоту?

- Речной флот заживет только в том случае, если государство обратит внимание на преференции и поддержку перевозок речным флотом. У нас есть субсидирование воздушных перевозок, были огромные программы по ж/д транспорту (он до сих пор считается монополистом по грузовым перевозкам). Но ведь дотации можно распределять более равномерно. Хотя бы в летний период можно уравнять дотации ж/д перевозок и речного флота. Нам говорят, что это невыгодно. Ну как не выгодно? Речную инфраструктуру содержать в разы дешевле, чем это делать на ж/д перевозках. Вот мы говорим, что у нас перегружены автомобильные дороги, так давайте их разгружать речным флотом. Реки - это те же дороги!

С чего начать? Да со всего сразу. Можно говорить, что кризис, но я верю, что что-то может измениться. Я уверен, что если бы нас поддержали, мы обречены на успех. Речной флот можно возродить, и мы не будем иметь трагедий подобных «Булгарии».

У вас есть мечта?


Фото с личной страницы Романа Лизалина.

- Я мечтаю, чтобы наши суда ходили по маршруту Москва-Севастополь. Инфраструктура для этого есть, осталось построить суда. Мы выучим ребят, они будут стоять у штурвала. И как россияне, так и гости нашей страны, смогут сесть на теплоход, добраться до Севастополя, любуясь просторами, погулять там и вернуться в свой город.

Ольга Плешкова, 12.07.2018, 12:00
Тэги: Дело «Булгарии»
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу нашего города:

Комментарии

010112 июля 2018, 12:30
Герой современного мира, по больше бы таких людей!
Лучший комментарий
Согласны с автором?
Юнга12 июля 2018, 12:31
Постарел капитан....
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 12:31
Да! но не в нашей стране. У нас только разворовывать умеют, а не создавать новые рабочие места и развивать инфраструктуру. Сколько в словах капитана боли за свое дело!!!
В другой стране давно бы уже отремонтировали АРАБЕЛЛУ и сделали бы на ней деньги, простой маркетинг - Корабль-легенда.
И идеи есть, толковые, но финансирование государство пускает на спонсирование войны в Сирии, на прощение долгов странам, Природные богатства отдаются Китаю и многое другое. Давно уже пора вкладывать в российских людей! С экрана ТВ говорят по поднятии экономики, а по факту разруха и отсутствие денег...
Согласны с автором?
Пользователи сочли этот комментарий бесполезным и мы его скрыли. Показать
Пользователи сочли этот комментарий бесполезным и мы его скрыли. Показать
Пользователи сочли этот комментарий бесполезным и мы его скрыли. Показать
Горожанин12 июля 2018, 13:43
Футбол заканчивается. Остаётся реальная жизнь. А на неё "денег" нет. Остановитесь,хватит уже. Сколько лет растаскивают Россию. Олигархов,миллиардеров в России больше,чем во всем мире вместе взятом. Неужели без Сталина невозможно остановить властных воров?
Согласны с автором?
Рамиль12 июля 2018, 14:52
Когда выходят из тюрьмы виновные в трагедии или уже по амнистии давно освободились?
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 15:15
В ответ на комментарий пользователя
Когда выходят из тюрьмы виновные в трагедии или уже по амнистии давно освободились?
Вышли давно.
Согласны с автором?
Рамиль12 июля 2018, 15:30
чиновники на свои места вернулись?
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 16:54
В ответ на комментарий пользователя
Постарел капитан....
Ну уж прям:-D Юнга, не капризничайте.
Согласны с автором?
Ага12 июля 2018, 17:14
А горшок не приезжает к памятнику? При его же "чутком руководстве" республикой случилась эта трагедия.
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 17:44
Мдаа до чего довели флот.
Согласны с автором?
Патамушта Ихтамнетов12 июля 2018, 18:23
Настоящий Капитан!
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 18:43
В ответ на комментарий пользователя
А горшок не приезжает к памятнику? При его же "чутком руководстве" республикой случилась эта трагедия.
Причем здесь он? Если общероссийская ситуация такая?
Согласны с автором?
Димон12 июля 2018, 20:48
"Но если и учиться на таких ошибках, нельзя совершать их снова." Построение и смысл предложения, это вынос мозга. Плешкова однако...
Согласны с автором?
Димон12 июля 2018, 20:53
"Я не буду комментировать безопасность на нашем «Татфлоте», но по неофициальным данным, люди там уже несколько месяцев не получают зарплату. " Он сам то получает или нет зп? При чем здесь неофициальные данные?
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 21:02
Просто надо,чтобы Путин в форменной фуражке капитана речного лайнера порулил бы как это было уже не раз в боевом корабле,в подлодке,в ероплане или в другом солидном транспорте.Глядишь может понравится и ченить подаст от щедрот своих...и ещё приятно улыбнется.У всех будет щястя и проблемы испаряется враз!
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 21:15
Все деньги брошены на внешне- политические прожекты кремля.
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 21:16
И на гонку вооружений.
Согласны с автором?
Капрал Билл Тейлор12 июля 2018, 21:21
Аналог Булгарии, несколько лет назад за 350 тыщ продавали. Я в архивах инета 6 часов рылся. Я бы тоже на пару дней на теплоходе прокатился по Волге, но путевки имеют конский ценник и не факт, что во время отчалишь, что горючка не кончиться. В Шеланге, когда рыбачил, баржи, сухогрузы прям в 50 метрах проплывают, красиво очень!
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 21:23
СССР построил 260 АПЛ. Вдвое больше , чем все остальные страны мира. Все куда то сгинули. Теперь все начинаем снова.
Согласны с автором?
Капрал Билл Тейлор12 июля 2018, 21:46
В ответ на комментарий пользователя
СССР построил 260 АПЛ. Вдвое больше , чем все остальные страны мира. Все куда то сгинули. Теперь все начинаем снова.
Стоят ждут утилизации. Заграницей, даже деньги под это выделены, но дойдя до России их разворовали. А апл и их реакторы так и никто не обезвредил.,
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 22:04
В ответ на комментарий пользователя
СССР построил 260 АПЛ. Вдвое больше , чем все остальные страны мира. Все куда то сгинули. Теперь все начинаем снова.
в огороде бузина, в Киеве дядька
Согласны с автором?
Горожанин12 июля 2018, 23:44
В ответ на комментарий пользователя
Причем здесь он? Если общероссийская ситуация такая?
И он тоже при том, при том. Одна шайка лейка.
Согласны с автором?
герцог13 июля 2018, 02:49
И долго лидеры гадали, ах отчего да и зачем
Нам от "Титаника" то братцы осталась с соточку проблем
Согласны с автором?
герцог13 июля 2018, 02:56
В ответ на комментарий пользователя
Герой современного мира, по больше бы таких людей!
Владимир Владимирович! Я понимаю Вас наука наукой , экономика экономика,демократия демократией.Дело в том что все сегодняшние процессы уже были заложены давным давно,уже при Сталине.Дело в том что у нас власть реальная оказалась у бухгалтеров.Они там начали "реформировать "страну и включили механизм торможения.Итог в стране сейчас безработица.Если не@вернуться к коммунизму насильным путём через(двадцать лет будет хаос.Народные массы восстанут чисто от голода и отсутствия денег на коммуналку.
Согласны с автором?
Горожанин13 июля 2018, 07:02
В ответ на комментарий пользователя
Владимир Владимирович! Я понимаю Вас наука наукой , экономика экономика,демократия демократией.Дело в том что все сегодняшние процессы уже были заложены давным давно,уже при Сталине.Дело в том что у нас власть реальная оказалась у бухгалтеров.Они там начали "реформировать "страну и включили механизм торможения.Итог в стране сейчас безработица.Если не@вернуться к коммунизму насильным путём через(двадцать лет будет хаос.Народные массы восстанут чисто от голода и отсутствия денег на коммуналку.
И тут Сталин виноват)
Согласны с автором?
Горожанин13 июля 2018, 10:47
Вся страна разворована, заводы лежат в руинах. Ничего не могу сказать про
оборонку так как она закрыта! Но не удивлюсь что "Кузькиной Матери " может
и не выйти. Но Путин наверное ничего про это не знает?!! Вы заметили как сейчас пишут сми? Путин не занимается ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМОЙ!
А нужен нам тогда такой президент? Может пора уже заняться страной???
Согласны с автором?
Сын алкаша13 июля 2018, 15:53
надо на моторной лодке плавать и не капать на мозги...
Согласны с автором?
Горожанин14 июля 2018, 23:31
Так откуда на Булгарии пробоины то взялись ? Так ведь все и ушло в тину.
Согласны с автором?

Добавить комментарий

Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

или авторизуйтесь

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения» и соглашаетесь с «Политикой защиты и обработки персональных данных»

Нужно ли повышать пенсионный возраст?

До окончания голосования осталось:
Да, нужно!Можно повысить на 1-2-3 года, но не болееНет, надо оставить все, как есть
Голосов: 2
Голосовать
Голосов: 1
Голосовать
Голосов: 20
Голосовать
Сетевое издание www.prokazan.ru. Учредитель ООО «Проказан». Cвидетельство о регистрации www.ProKazan.ru ЭЛ № ФС77-44757 от 25.04.2011, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Директор: Кривокорытов Антон Викторович. Главный редактор: Потехина Евгения Александровна.
Редакция портала ProKazan.ru 519-45-09
420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2
E-mail: news@prokazan.ru
E-mail главного редактора (сотрудничество): j.potekhina@prokazan.ru

Предложить свою новость
Наш партнер
Редакция газеты «Город» +7(843) 519-45-00
Размещение рекламы в газете «Город»
+7-987-401-71-27, UMedia.pro
Отдел службы распространения:
+7-937-288-93-93, dostavka@prokazan.ru
Размещение рекламы на сайте ProKazan.ru
+7 917 879-62-89,
dinara@prokazan.ru
Расценки на размещение рекламы
Технические требования для баннеров Требования для рекламных статей
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.ProKazan.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте ProKazan.ru и его субдоменах.
Материалы, отмеченные знаком , размещены на коммерческой основе (реклама). Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Казани — ProKazan.ru © 2009-2016
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2016
U-media Рейтинг@Mail.ru