Что предпринимает прокуратура РТ для того, чтобы 90-е не вернулись?

В разговоре с корреспондентом ProKazan.ru главный прокурор республики Татарстан Илдус Нафиков затронул самые больные для казанцев вопросы: вернутся ли в Казань преступные 90-е и что делать тем, кому в кризис работодатель отказывает в зарплате.

Говорят, что в ближайшие годы из мест лишения свободы будут возвращаться многие участники организованных преступных группировок. В прошлый раз это привело к массовому вовлечению несовершеннолетних в ряды ОПГ. Как вы считаете, повториться ли в Татарстане казанский феномен?

- Согласен, нельзя расслабляться никогда. В начале 2000-х мы провели колоссальную работу по противодействию организованной преступности. Но сказать, что полностью разгромили ее, нельзя. Мы задели только самых сильных, лишили силы только самую верхушку айсберга. Организованная преступность - это настолько сложное явление, что она находит способы существования в любом режиме. К примеру, сейчас ОПГ разрозненные, но они существуют. Мы заметили, что подобные общества чаще всего возникают в сельских районах, а это наиболее опасная форма, там все друг друга знают. Пока нам это удается пресекать.

Что делается для того, чтобы 90-е не вернулись?

- В Татарстане есть порядка двух десятков достаточно крупных населенных пунктов, которые при этом не являются районными центрами. Например, поселок Васильево, Карабаш в Бугульминском районе, Мактама в Альметьевском районе, Камские поляны в Нижнекамском районе и еще около 15 таких. В них проживают порядка 200-300 тысяч человек. Из 4 миллионов жителей Татарстана – это достаточно большой процент. Мы проанализировали и оказалось, что коэффициент преступности на душу населения в таких поселках в три раза выше, чем в среднем по Татарстану. Вот на эту проблему мы обратили внимание и сейчас уже глубоко изучаем эту ситуацию, продумываем, какие меры предпринять.

Во многих из таких населенных пунктах нет районного отдела полиции, допустим, нет филиалов других органов власти: налоговой, судебных приставов, каких-то социальных служб. А в этих населенных пунктах тоже наши жители. Мы в эти населенные пункты отправили восемь заместителей районных прокуроров, чтобы были ближе к населению, общались, отслеживали и тут же оперативно могли ставить вопрос о принятии мер.

Кризис обострил противоречия между владельцами и рабочими, опять начались задержки с выплатой и «урезание» зарплат. Какие результаты работы есть с нарушением трудовых прав?

- Мы понимаем, что задержки оплаты труда стимулируют негативные тенденции в обществе, создают социальную напряженность. Поэтому вместе с контрольно-надзорными органами мы ежедневно мониторим ситуацию с выплатой заработной платы, принимаем самые жесткие и эффективные меры, вплоть до направления материалов на возбуждение уголовных дел. Это наша повседневная работа, которая пока дает положительный результат.

По предприятиям, которые отчитываются в органы государственной статистики, в течение последних трех лет задолженность по зарплате снижается – если в 2014 году долги составляли 47,8 млн рублей, в 2015 – 28,6 млн рублей, то в 2016 – уже 12,6 млн рублей, в первом квартале 2017 года – долгов по зарплате зарегистрировано 10,8 млн рублей на пяти предприятиях республики.

Есть еще и предприятия, которые не обязаны отчитываться в органы госстатистики. Задолженность у некоторых из них в разы выше, но и они находятся под нашим контролем. Мы выявляем скрытую задолженность, в том числе. Принимаем меры. Это тоже принципиальный вопрос – мы не должны допускать долгов по зарплате.

А кризис повлиял на работу в этом направлении?

- Фактов несвоевременной выплаты заработной платы становится больше, соответственно и реагируем мы чаще. Растет количество возбужденных уголовных дел: в 2014 году их было 17, в 2015 - 21, в 2016 – 52, в первом квартале этого года уже 20 уголовных дел. В 2014 году по требованию прокуратуры выплачены были 365 млн рублей, в 2015 – 360 млн рублей, в 2016 – уже 515 млн рублей. А с начала этого года прокурорами взыскана задолженность по заработной плате в размере свыше 90 млн рублей.

Даже после возбуждения уголовного дела мы анализируем финансовую деятельность предприятия, проверяем движение денежных средств по счетам, привлекаем к ответственности учредителей, следим, чтобы нарушенные права граждан были восстановлены, вплоть до полного погашения задолженности по заработной плате. Мы не успокаиваемся до конца – у нас есть проблемные предприятия, над которыми мы работаем. Есть предприятия-банкроты, где наиболее сложно эта проблема решается. Держим на контроле. Трудовые права человека – это для нас один из самых основных приоритетов.

Кто должен нести ответственность за промышленную безопасность на предприятии?

- На любом предприятии есть ответственное лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (мастер, начальник цеха, инженер и др.). Если нет, то если происходит несчастный случай, ответственность несет руководитель предприятия. За нарушение требований в области промышленной безопасности установлена административная ответственность. от 2 до 5 тысяч для обычных граждан, для должностных лиц - штраф от 20 до 40 тысяч и дисквалификация от 6 месяцев до 1,5 лет и для юридических штрафы в размере от 200 000 до 400 000 приостановление работ на срок до девяноста суток.

Максимальное уголовное наказание за нарушение требований промышленной безопасности- это принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.