Казанец, отправивший Гагарина в космос и готовивший полет на Марс: "Илон Маск - мечтатель"

12 апреля во всем мире отметят историческую дату - первый полет человека в космос. Накануне этой годовщины корреспондент портала ProKazan.ru пообщался с ветераном отечественной космонавтики - казанцем Уралом Закировым.

Заслуженный создатель и испытатель космических аппаратов участвовал в запуске первых беспилотных аппаратов для полета вокруг Луны, рассчитывал траектории полета автоматов к Венере и Марсу, а также принимал участие в подготовке к запуску космического аппарата "Восток", на котором впервые в мире человек отправился в космос.

- Космосом я "заболел" еще в детстве, когда мне в руки попалась газета "Пионерская правда", в которой была статья конструктора космической и ракетной техники Михаила Тихонравова, - рассказывает Урал Закиров.

Переехав из родного села Базарные Матаки в Казань, Урал закончил школу №19 им. Белинского. Потом было Рижское высшее инженерно-авиационное училище, военная служба в Крыму, откуда молодого специалиста перевели в ракетные войска. Затем была работа в НИИ-4, а вскоре Сергей Королев взял казанца в свое конструкторское бюро.

О встрече с Гагариным

Весной 1961 года все инженеры в конструкторском бюро, в котором работал Урал Закиров, были сосредоточены на подготовке полета человека в космос. Однажды в конце марта к ним зашли несколько молодых мужчин в военной форме.

- Один из них присел на край моего стола, - вспоминает Урал Закиров. - Я уже знал, что это Юрий Гагарин… Спросил у него о настроении перед полетом, а в ответ услышал: "Приподнятое".

Исторический полет завершился успешно. Позднее Юрий Гагарин вновь наведался в конструкторское бюро.

- Все толкались, так как люди хотели получить автограф Гагарина, - продолжает наш земляк. - Я тоже получил! А когда привезли спускаемый аппарат, оторвал на память кусок обгорелой обшивки…

О полете на Луну

Казанец мог стать одним из первых, кто мог бы высадиться на луне. Дело в том, что когда в СССР начали подбирать инженеров-космонавтов для пилотируемых полетов на Марс и Луну, Урал Закиров оказался в числе счастливчиков, которых начали готовить к полету.

- Я прошел почти все этапы подготовки, кроме центрифуги, - вспоминает ветеран отечественной космонавтики. - Но меня подвела близорукость. Зрение "минус 1", а министерство обороны требовало, чтобы у космонавтов зрение было стопроцентным.

Кстати, недавно в России стартовала кампания по набору в отряд космонавтов для полетов на Луну. На конкурсной основе планируется отобрать шесть-восемь человек.

- Я бы и сам хотел полететь, - с улыбкой замечает Урал Закиров. - Мы в 60-е годы строили и запускали корабли к Луне. Уже тогда были отработаны многие вопросы, результатами наших исследований можно воспользоваться и сейчас. Солнечные батареи, автоматики, даже систему посадки наши ребята спроектировали.

О полетах на Марс

Параллельно с подготовкой пилотируемого полета на Луну в 60-е годы прошлого столетия шла подготовка космонавтов к продолжительной экспедиции на Марс. Тогда инженеры-конструкторы работали над сверхтяжелой ракетой-носителем Н-1, которая и должна была отправиться к красной планете.

Кстати, казанец уверен, что все разговоры о планируемых экспедициях на Марс, останутся лишь разговорами. Дело в том, что до сих пор не решена главная проблема - критические изменения, которые наступают в организме человека при долгом нахождении в космосе.

- Длительные полеты, которые совершаются сейчас, направлены на то, чтобы найти способ борьбы с "космической болезнью", - объясняет Урал Закиров.

О мечтателе Илоне Маске

Известного канадско-американского инженера Урал Закиров называет мечтателем.

- Сейчас космосом занимаются частные предприниматели с деньгами, поэтому предлагают проекты, которые в принципе неосуществимы, - считает ветеран отечественной космонавтики. - Но есть и польза, так как параллельно они совершенствуют ракетную технику. Например, отрабатывают технологию возврата ступени для повторного использования.

- А вы не занимались этим вопросом, когда конструировали ракеты? - интересуемся у Урала Закирова.

- Занимались, огромное количество идей, которые используются за рубежом, наши. Например, мы первыми запустили проект по созданию в космосе искусственной тяжести. Мы предложили последнюю ступень ракеты соединить гибким тросом с космическим аппаратом. Она вращалась бы за счет пороховых двигателей. Но, к сожалению, проект так и остался проектом. А американцы уже после нас попытались такое сделать.

Кстати, искусственная тяжесть на борту космического аппарата помогла бы избежать "космической болезни" при полете на марс, так как укрепила бы костную, мышечную и кровеносную системы человека в космосе.