Сетевой ритейл перестал расти: ограничат ли власти работу гипермаркетов?

С 31 марта по 1 апреля в Москве прошел I медиа-форум для представителей российских СМИ «Современная розничная торговля – драйвер несырьевой экономики России». Организатором мероприятия выступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Форум был посвящен состоянию, тенденциям и перспективам развития ритейла в России.

Исполнительный директор АКОРТ Полина Киселева рассказала журналистам об основных особенностях ритейла и его отличиях от розничной торговли.

- Сетевые магазины «у дома» - это основные места для покупки продуктов, - пояснила Полина Киселева. - В отличие от традиционной розницы, ритейл предлагает более обширный ассортимент, низкие цены, прозрачное налогообложение, а также стабильные зарплаты.

Проблема в том, что в условиях экономического кризиса ритейл терпит изменения. Потребители выбирают разные стратегии к экономии: кто-то охотится за акциям и переходит на товары по более низким ценам, кто-то покупает продукты исключительно по списку, а запасливые выбирают закупаться большими партиями. Также, по словам директора по работе с клиентами холдинга «Ромир» Екатерины Якунькиной, люди сократили расходы на одежду, однако остались лояльны к брендам.

Что изменилось?

Как рассказала начальник правового управления Роспотребнадзора Наталья Андрияшина, увеличилось количество обращений в надзорные органы. Условия экономики повлияли на то, чтобы потребитель больше внимания уделял маркировкам. По-другому говоря, россияне стали грамотнее в правовом поле.

Все это не могло не повлиять на ценовую политику сетевых магазинов. Чтобы обеспечить посещаемость магазинов, в 2015-м году заморозили цены на основные социально-значимых товары и увеличили количество промо-акций. Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович пояснил, что власти планируют ускорить поставку продуктов и непродовольственных товаров, а также увеличить сроки хранения отдельных товаров.

- Долгое время российская торговля находилась в нестабильном положении, поскольку потребительский спрос снижался, - рассказал Аркадий Дворкович. - На данный момент какого-то явного тренда нет: ни положительного, ни отрицательного. Говорить о том, что ситуация становится лучше - слишком рано.

Что изменится?

Вопросы регулирования торговли прокомментировал заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, в закон «О торговле» должны быть внесены поправки, нацеленные на ограничение размеров штрафов.

- Сейчас строгие административные меры - это крайний случай. Например, если при поставке тонны яблок недопоставлен один ящик, накладывать штраф в 250 тысяч рублей нельзя, - привел он пример.

Штрафная санкция должна соответствовать ущербу и диктоваться определенной разумностью. Такие ограничения существуют в банковском законодательстве. Если вы имеете просрочку по кредиту, с вас все равно не взыщут выше определенного процента.

Что касается инициативы об ограничении времени работы гипермаркетов, то здесь и УФАС, и заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович согласились на одном: нужно поддерживать одни формы торговли, а не ограничивать вторые.

Зачем нам все это?

В общем отрасль ритейла является одной из самых значимых отраслей экономике России. 16% населения работает в торговле. Ритейл обеспечивает 17% национального ВВП, 10% налоговых поступлений в бюджет и рабочие места для 4 миллионов россиян. Обороты крупнейших участников рынка «Магнита» и X5RetailGroup («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») – превышают 1 трлн. рублей.