Как открыть свой бизнес и изменить жизнь города. Советы урбаниста казанцам

Городское предпринимательство - это инструмент создания города силами жителей. Вчера Казань посетила исполнительный директор института Стрелка и основатель онлайн-школы Vector Ольга Полищук с познавательной лекцией о том, как использовать ресурсы города для открытия своего проекта.

Что такое городское пространство?

Любой город - это калейдоскоп образов. Все они делят между собой вещи, интересы и одно и то же пространство. Примером может стать лавочка около подъезда. Она есть в любом дворе России, и это самая главная боль сотрудников ЖКХ. Почему? Если мы представим жизненный цикл лавочки, туда приходят ребята, посидеть и побренчать на гитаре, утром туда приходят дети, мамочки. Одна бабушка звонит в ЖКХ, просит убрать лавочку, потом другая звонит и просит поставить ее обратно… В общем, это пространство, которое все делят каждый день. Но на самом деле благодаря этому люди поняли, как постепенно делить его и что каждому из нас нужна его функция. Потребности у нас могут быть разными, но площадка-то одна, поэтому мы учимся находить компромиссы.

Что значит жить в унаследованном городе?

В России больше тысячи городов. В них живет больше 70 процентов жителей страны. Всего около 10 городов насчитывают население свыше миллиона. Остальные - это бабушкин сундук, в котором, для человека постороннего, полных хлам. Но для вашей семьи это реликвия в философском смысле этого слова. Это и есть унаследованный город, это надо просто принять и смириться, принять ее и развиваться вместе с ней. В таком унаследованном городе есть ниши, которые будут понятны только вам, я говорю об идентичности и потенциале города. Они супер нелогичные, могут быть страшными и некрасивыми, но это то, что делает ваши проекты уникальными. Например, Красноярский музейный центр. Это такое место в России, где в СССР строили музей вождю. Потом страна исчезла, а музей остался. И там стоит дедушка Ленин, традиционно с вытянутой рукой. В определенный момент там решили сделать музей современного искусства. И это стало местом притяжения. Потому что ты заходишь, видишь Ленина, а вокруг него инсталляции, ты как на какое-то шоу пришел.

Про впечатление

Нужно уметь брать наследство. Например в Кемерово, где микрорайоны строились с погребами. Квартиры людям доставались вместе с ним. У некоторых есть такой погреб и это национальное достояние. Два театра сделали это своей фишкой. Кроме того, люди открыли хостел, который находится в погребах. Никого не оставляет равнодушным, это впечатление, которое точно запомнится.

Или вот приезжает к вам друг. Говорит, покажи мне места. У вас есть всего два дня. Понятно, что достопримечательности он итак увидит. Но если вы покажете ему очень нелогичные места, где вы катаетесь, тусуетесь с друзьями. И это не бары, не клубы, это просто какой-то пятачок. Например в Владивостоке есть набережная Цесаревича, которую построили к саммиту. А сейчас туда приезжают люди, достают кальян, стульчики и сидят. Там просто появилось ровное место под мостом и это удивительно! И именно с такого запоминается город в первую очередь!

Зачем это нужно?

Городские предприниматели, подчеркну, не бизнесмены, - это люди, которые не могут не делать свой проект. Это люди, занимающиеся чем угодно: это может быть культурный, социальный проект, который не приносит вам денег. В Сан-Франциско двое парне разработали такой сервис, позволяющий людям сдавать свою квартиру на время отъездов. То есть на выходные и на время отпусков можно сдать свое жилье людям, приезжающим в город. И если раньше малый бизнес развивался только вокруг отелей, то после развития сервиса он начал выходить за пределы центра. Появились маленькие кафе с классным кофе, и лавочки, и магазинчики. Получается, что вся экономика начала расползаться на весь город, а не только на центр, где все сконцентрировано. И это история про то, как один сервис изменил жизнь целого города.

Окей, есть город, вот он унаследованный, что с ним делать? Как заметить идею?

Как бы это ни было смешно, надо быть внимательным. Я не имею ввиду быть внимательным при прочтении документов или расставляя запятые в тексте. Имею ввиду, как быть внимательным глобально. Как раз к этим деталям, на которые вы смотрите, и не видите. Это супер важные вещи. Это постулат, который есть, но для этого нужно воспитать желание смотреть на одно и то же явление каждый день, с разных точек зрения, пообщаться с разными людьми на тему их отношения.

Второе - это ставить все под вопросом. Зачастую люди не анализируют, не ставят под вопрос, а почему он так сказал, что это значит? Вот то, что я увидела, это каждый день происходит, или это просто сезон? А это место такое популярное, потому что там открылся классный бар или оно всегда такое шумное? Это очень важные штуки - критическое мышление, которое в нас никто не развивает.

И когда вы разовьете эти навыки, вы будете видеть проблему. Проблема может и выеденного яйца не стоить, но окажется важной для вашего проекта. И чем тривиальней будет ваша проблема, тем большее количество людей она касается. Поэтому ищите проблему, если она есть, значит кому-то нужно ее решение. Превратите ее в возможность.

Как найти идею для проекта?

Есть одно упражнение. Можете взять листочек, написать одну вещь - то, что вы реально любите. Дальше передайте листочек другому человеку, и он пусть он тоже напишет. Третий человек тоже напишет то, что он любит и соединит три этих предпочтения в одном проекте.

Есть ли залог успеха?

Важно сформулировать его ценность. Для клиента, пользователя, любого человека, который к нему прикасается. Люди готовы платить за то что они получают, если они видят в этом смысл. А если вы называете вместо ценности цену, это не работает. Кому это нужно кроме вас? Ответив на этот вопрос, вы сможете определить ценность вашего проекта.

Работает только идея?

Такая вещь, которая касается очень многих, люди не читают бизнес-модель. Это то, какая у вас будет модель монетизации, и на чем вы сейчас будете зарабатывать, какая аудитория у вас есть, кто ваши партнеры. И даже если она у вас изменится, вы будете знать, к какой точке нужно вернуться.

Некоммерческие проекты тоже должны быть с бизнес-моделью. Даже благотворительные организации имеют бизнес-модель. Это ресурсы, которые вы закладываете, а ресурсы - это время, деньги.

Что еще может повлиять?

Очень часто, сталкиваясь с людьми, у которых много идей, замечаю, что они боятся рассказывать о своих идеях. Меня это очень умиляет, потому что я считаю, что если идею украли, значит она чего-то стоила, и надо делать ее быстрее или по-другому. Это классный показатель того, что она нужна.

Как только вы начнете говорить про свои идеи, вы получите три вещи. Первая - это критику. Это больно для кого-то, но полезно. Это кто-то сказал нам что-то, что мы не учли. Ощущение отказаться от прежней идеи и немного ее скорректировать - это очень важно. Вторая вещь - корректировка того, чего вы считали истиной последней инстанции. И третья - у вас появляется возможность постепенно по кирпичикам развиваться.

Не бывает скучных городов. Можно долго говорить о том, что у нас другая ментальность, нет денег… Но поверьте, вещи, которые вы будете делать для себя, делаются хорошо.

Справка
«Стрелка» (strelka.com) была основана в 2009 с целью изменить ландшафт российских городов. Через образование и просвещение институт способствует положительным изменениям, генерирует идеи и формулирует новые ценности.
Vector (vector.education) — онлайн-школа городских предпринимателей, инструмент для передачи практических знаний, формирования образа мышления у горожанина и спроса на полезные городские инициативы и проекты.