У нас на районе: Азино-2, где лес растет за забором, а многоэтажки разбавлены замками

Само название Азино-2 происходит от фамилии Владимира Мартиновича Азина, героя гражданской войны, латышского красноармейского батальона 19-го Уральского полка. Он был командиром Красной Армии, которая в 1918 году наступала на Казань. Группа шла с юга, вытесняя Комитет учредительного собрания, которым командовал полковник Владимир Капель. В сентябре 1918 года войско Азина взяло Казань. Именно через территорию, которая после была названа Азино-1 и Азино-2, он и прошел со своими войсками.

- Азину в Казани не установлен ни один памятник, - рассказал порталу ProKazan.ru историк и краевед Раис Сулеманов. - Даже коренные жители этого микрорайона вряд ли знают о том, в честь кого было названо это место.

Ранее существовал поселок городского типа Азино, который и был впоследствии присоединен к городу. В основном территория представляла собой колхозные поля села Вознесенское. Это древнее село, которое было основано во второй половине 16-го века. Сейчас село застроено коттеджами.

Забавно, но Азино-2 начало застраиваться раньше, чем Азино-1. Просто властям города было проще провести коммуникацию сначала сюда с Горок, а затем уже на территорию первого Азино. Началась застройка в 90-е, с улицы Завойского до улицы Минская. Это были панельные девятиэтажки. В 2000-е годы дома начали строить из кирпича, а в 2010-е начинается строительство 14-и и 18-ти этажек. Изменения в архитектуре можно заметить невооруженным взглядом.

- Азино-2 – это микрорайон, где строятся исключительно девятиэтажные дома и выше, - продолжает Раис Сулейманов. - В этой части города вы не найдете пятиэтажек. Микрорайон стал последним, где в 90-е годы, как советское время, выдавали бесплатные квартиры. Сюда переезжали люди по программе ликвидации ветхого жилья и рабочие.

Заселение шло в 90-е и 2000-е годы, и здесь просто не успели сформироваться ОПГ. Группировки, которые пытались образоваться, не получили своего развития, как например Хади Такташ или Перваки. Даже в городском бандитском фольклоре мы не найдем упоминания об Азино.

Спальный микрорайон не учитывал духовную потребность, и люди были слабообеспечены религиозными объектами. А потому нашелся выход – старый коммунальный объект начинали использовать под храм. Например, небольшая мечеть Дин Ислам раньше была лифтерной. С 94-го года здесь собираются верущие.

Где работают местные жители? Понятно, что кто-то ездит в другие районы, но в основном средством заработка становится сфера услуг. Магазинчики, парикмахерские, небольшие гостиницы… Малый бизнес открывается внутри дворов многоэтажек: численность клиентов одного двора хватает, чтобы получать выручку.

Основным местом досуга для жителей становятся торговые центры. Развлекаются люди в Меге, Южном и Франте. Там люди гуляют, занимаются спортом, смотрят кино, ходят в кафе.

Пожалуй, единственным естественным местом прогулки является сквер на улице Чишмяле. Название переводится с татарского как «родниковая». На этой территории были родники, которые образовывали собой небольшие пруды, один из которых сохранился. Во второй половине 2000-х годов его чуть не уничтожили: полностью засыпали, и здесь была начата стройка бензоколонки. Уже была построена дорога, заложили цистерну для бензина.

- Но жители близлежащих домов возмутились, так как нельзя строить бензоколонку так близко с жилыми домами, - вспоминает Раис Сулейманов. - Кроме того, они смогли доказать, что засыпка была произведена незаконно. Они действительно смогли отстоять это природное пространство.

В прошлом году, в год парков и скверов, сквер вокруг этого пруда был облагорожен. Здесь даже сделали водопад, чтобы озеро не заболотилось. Сам Рустам Минниханов выпускал в воду карасей. Здесь не рыбачат, но говорят, что рыба все еще водится – численность карасиков поддерживают.

Сейчас ситуацию все-таки изменяют: для прогулок готовят Горкинско-Ометьевский лес. Возможно, в скором времени у жителей все-таки появится альтернатива.

Водозабор «Танкодром» занимает большую территорию за забором. Внутри него вырос свой естественный лесной массив. Правда, попасть туда невозможно – он находится за высоким забором и колючей проволокой. Это с одной стороны, плохо, так как никто не попадет, а с другой – хорошо, ведь так его, по крайней мере, не вырубят.

Интересное наблюдение: кое-где жители пытаются использовать придомовую территорию в качестве огородов.

Не беремся сказать, насколько законен такой садик, но выглядит он более чем устрашающе. Забор сколочен из палок, фанеры, старых дверей, каких-то баллонов, кусков арматуры, остатков кровати и бог знает из чего еще.

Он полностью обнесен колючей проволокой. За всем этим вполне сносный огород, видно, что за ним ухаживают и собирают урожай.

Местная эстетика – это арки 18-ти этажных высоток.

Дома построены так близко, что это напоминает «каменное гетто», где ты должен занавешивать окно, чтобы просто иметь возможность переодеться.

- Социальные коммуникации в таких условиях просто не живут. Культура добрососедства пропадает, люди не знают, кто живет с ними на одной лестничной клетке, в лифте не здороваются. Не встретишь даже бабушек на лавочке у подъезда, которые обычно знают всех в лицо.

Разбавляют эти многоэтажки немногочисленные, но вот такие строения из силикатного кирпича, за счет интересных карнизов принимающих форму замка. На фоне скучных многоэтажек глаз отдыхает на подобных коммерческих зданиях.

На районе много питейных заведений, что говорит о том, что спрос рождает предложение. Кое-где магазины предлагают скидки на алкоголь. Но выпивающих во дворах не видно, говорят, они делают это в салонах автомобилей.

Проспект Победы в этой части города часто называют Южной трассой. Это нарицательное значение места, где сохранились традиции уличной проституции, где девушки ближе к вечеру стоят вдоль дороги.

Возникший в 90-е и сохранивший традиции советского гастронома торговый центра «Азино». Здесь продавали хозяйственные товары, одежду и ширпотреб. Он работает до сих пор. Сейчас территория все больше застраивается и торговый центр больше напоминает магазинчик внутри двора.


Увидеть воочию, как город наступает, можно на Ноксинском спуске. Жители крайних домов буквально соседствуют со старинным кладбищем села Вознесение. Парковка дома расположена в метрах 10 от погоста.

Проблема этой части города в том, что уничтожаются лесные массивы, в частности, Ноксинский лес.

- Здесь великолепно кататься на санках, на лыжах зимой, здесь великолепные холмы, - говорит Раис Сулейманов. - Но город наступает, и что будет с природой здесь или, например, со старинным кладбищем – непонятно. Я не исключаю, что кладбище могут просто убрать с этого места...