Археология будущего: каменные супермаркеты, автомобильные скелеты и робот-Будда

В Казанском Кремле открылась необычная выставка современного искусства “Археология будущего”. Художники Recycle Group — Андрей Блохин и Георгий Кузнецов представили свои размышления о том, какие артефакты нашли бы археологи о нашей цивилизации.

О такой сложной для восприятия вещи как современное искусство, ProKazan.ru рассказала куратор галереи “Триумф” Яна Смурова.

- Важное значение в работе художников имеют материалы. Название Recycle (“Переработка”) не означает, что они работают с переработанными материалами. Прежде всего мы должны присмотреться к этим объектам: многие из них выглядят как мрамор, камень или почвенный слой. На самом деле это фейковые материалы: они символизируют одно, а делались из совершенно другого - пластик, резина, гипс. В этом заключен смысл демонстрации фейковой составляющей нашей жизни.

Работы художников символизируют собой останки нашей цивилизации, которые в будущем когда-нибудь нашли бы археологи. “Артефакты” в большинстве своем представлены остатками общества потребления: супермаркетами, этикетками, бутылками и интернет-кабелями.

Скульптура “Археология” выполнена из гипса и символизирует останки стены. Рог изобилия для современных людей - это супермаркет, потому мы видим каменные части пластиковых бутылок из-под колы.

Такую же идею несет в себе “Окаменелый супермаркет”.

Аллюзия “Изгнание из рая” основана на одноименной фреске Микеланджело, которая находится в Сикстинской капелле. Если присмотреться, слева можно увидеть фигуры Адама и Евы, тянущиеся руками к запретному плоду. По центру расположен силуэт древа, которое обвивает Змей. Продолжение сюжета находится на правой стороне картины, где пара покидает рай.

- Для современного человека рай представляется возможностью максимального выбора - изобилия, счастья, возможностью удовлетворения всех потребностей. Представим, что это современный супермаркет - мы видим фигуры через спрессованные банки. Кроме того, религиозный сюжет намекает на развитие культа потребления подобно религии.

В современном мусорном баке чего только не найдешь. Например из этого вылазит человекоподобное существо.

- Лицо символизирует, что в какой-то момент мы начинаем одухотворять предметы, они становится фетишем, хотя рано или поздно это отправится в мусор, - объясняет идею авторов Яна Смурова. - Многие люди готовы расстаться со своим другом, но не с телефоном, с машиной, к которым они относятся как к живым. Это попытка заставить зрителя переосмыслить происходящее.

Работа “Культурный слой в процессе” состоит из отдельных кубов, расположенных на разных уровнях относительно друг друга. В каждом отпечатаны отдельные материалы. Со стороны выглядит как камень, хотя на самом деле такая инсталляция выполнена из резины.

- Эта работа представляет собой остатки продукта. Пластиковые стаканчики, ложки, телефоны, электроника, механические детали - наиболее популярные вещи современного мира, мода на которых постоянно меняется.

Шина от автомобиля на песке получила название “Процессинг”. На идеально ровном песке оставлен след шины, где можно различить этапы какого-то производства. Песочек, кстати, не стали везти особенный, а приобрели в Казани.

- Человек что-то выбрасывает в бак, другой это забирает, доставляет на конвейер и получается новый продукт, - расшифровывает рисунки Яна Смурова. - Как и форма колеса, этот процесс цикличен.

“Автомобильный скелет” можно сравнить находками археологов, когда они откапывают скелет какого-либо древнего животного. Мы видим отдельные автомобильные детали, которые разлагаются в почве хуже всего. Они словно впечатаны в слой земли, как какие-нибудь кости динозавра.

Одно из последних произведений называется “24,5 Бендера”. Это очертания Буддийского храма, правда вместо Будды мы видим героя мультсериала робота Бендера из сериала “Футурама”.

Бендер сидит в разных повторяющихся позах с бутылкой в руке, сложив руки, развалившись или показывая жест "выкуси".

- Художники говорят о замещении героев масс-медиа на религиозные персонажи, когда выдуманное возводится в ранг религиозного. Кроме того, это множественность, массовость производства, штамповка божественного.