Блог редактора: что такое грамотность и почему «журналистов ничему не учат на журфаке»

Сегодня главная по рубрике «Блоги» - редактор портала ProKazan.ru Евгения Потехина

Пятница, почти пять часов вечера. Все уже морально начинают готовиться к выходным, а я нет. Я пишу блог. Этот блог должен был выйти еще в середине недели, но из-за количества работы и отсутствия темы я его откладывала. Я все думала: «О чем поговорить с читателями? Что им хотелось бы почитать?».

Накануне днем в голову пришла идея - я вспомнила несколько комментариев на нашем сайте по поводу неграмотности журналистов, а именно что-то вроде «чему вас вообще не журфаке учат?», «вы вообще знаете, что такое знаки препинания» и так далее. Собственно, мой блог сегодня как раз об этом. О том, почему «на журфаке все неграмотные».

В качестве отступления. Я закончила журфак КФУ. Поступила на факультет в 2007 году и проучилась 5 лет, получив в итоге «отлично» за написанную дипломную работу и заветный диплом синего цвета. Не сложились у меня отношения с историей и логикой на первом курсе (по непонятной мне причине на «логике» меня все время забывали отмечать в журнале, а преподаватель думал, что я не ходила на пары). Впрочем, цвет диплома — это вообще не то, что должно волновать студента.

Являясь выпускницей факультета журналистики, сегодня я вполне могу ответить на комментарии читателей по поводу качества образования. По крайней мере, в КФУ.

Утверждение №1. «На журфаке русскому языку не учат! Вы все неграмотные»

Учат. Если не ошибаюсь, вплоть до 4 курса на журфаке проходит по 2-3 пары русского языка в неделю. Но главное не это. Проблема в том, что многие абитуриенты не получают достаточных знаний еще в школе. Именно в школе! Человек, который в 11 классе не умеет правильно выделять причастные и деепричастные обороты, не знает, в каких случаях ставить «ться» и «тся», наверное, и не будет исправляться. Да, к великому сожалению, на журфак попадают не только люди, более или менее знакомые с русским языком, бывают и те, кто с грамматикой на «вы». Но, как правило, процент попадания таких людей в редакции очень мал.

Другое дело — не отсутствие знаний, не безграмотность, а наличие опечаток. Да, они бывают, особенно тогда, когда журналист весь день сидит на ленте новостей и работает с огромным потоком информации. Оперативно написать 15 новостей, придумать к ним адекватный заголовок, обзвонить необходимых спикеров, перепроверить факты — это все откладывает отпечаток на конечном продукте. В бешеном ритме журналист может случайно промахнуться и нажать не на ту клавишу. Это не оправдывает, но ведь у всех на работе бывают «косяки». Тут даже примеры приводить не стоит.

Утверждение №2: «Выпускники журфака не умеют ни писать, ни сочинять, ни говорить»

Это мнение недавно высказал ректор КФУ Ильшат Гафуров на пресс-конференции, посвященной изменениям в структуре Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого. И у меня возникает вопрос к представителям университета и господину ректору: «А как вы считаете, почему они не могут?». Возьму на себя смелость ответить.

На журфаке есть очень много как общеобразовательных предметов, так и предметов по специальности: «История России», «Право», «Экономика», «Современный русский язык», «Логика», «Татарский язык», «Иностранный язык», «Журналистская этика», «Теория журналистики» и так далее. Предметов действительно много, многие преподаватели - очень хорошие специалисты и обладают прекрасным знанием предмета. Но по непонятной мне причине на журфаке не учат самому элементарному - как правильно пишутся новости, что такое «перевернутая пирамида», не объясняют, каким должен быть заголовок, как пишется адекватный лид, как формируется текст. Студентов просто отправляют на «редакционный день» и на летнюю практику.

Для справки: редакционный день (точное название я не помню) — это тот день, когда студенты должны отправиться в какую-нибудь редакцию и попросить научить их писать тексты. Вопрос: «Почему редактор должен учить студента писать? Зачем ему тратить на это время?». Правильно, незачем. Поэтому зачастую редакционный день становится выходным, когда студенты либо высыпаются, либо отправляются на дачу и так далее. Действительно, зачем тратить целый день, если в конце семестра можно прибежать на пару дней в редакцию и по-быстрому напечатать пару текстов?

Конечно, не все поступают таким образом. Некоторые студенты действительно честно проходят практику, потому что задумываются над своей карьерой и перспективами. Об этом можно рассуждать довольно долго.

Мой совет будущим журналистам — учите в школе русский язык. Мой совет КФУ — вводите не «больше практики», а больше предметов, на которых преподаватель будет учить студентов основам. А основа — это хотя бы умение грамотно писать новости. Обычные новости. Основа — это умение найти самое главное в словах спикера на пресс-конференции. Да, неплохо знать, какие публицисты были особо популярны во второй половине 19 века, но этого недостаточно.

P.S. Мне повезло. Во время практики на «Эфире» меня отправили набираться знаний к одному из замечательнейших корреспондентов «Города», с любовью приняли попрактиковаться на DFM и по большой удаче взяли телеведушей на ТНВ, где я и набрала все знания, которые мне пригодились после университета. И сейчас, набирая людей в штат, я очень хочу видеть тех, кого мне в очередной раз не придется учить писать. К счастью, многие из моих сегодняшних коллег очень недурно пишут.