Жительница Казани: "Дочь купца Черноярова, построившего пассаж, жила в нашей семье"

Чернояровский пассаж, расположенный на Кремлевской улице, овеян легендами и мифами. Это и история о тайных символах масонов, которые украшают здание, и история о призраке женщины в красной, появившейся после пожара.

Род Чернояровых в Казани давно прервался, но корреспонденту портала ProKazan.ru удалось найти жительницу города, которая утверждает, что ее мать была племянницей Марии Чернояровой - дочери купца Черноярова. Того самого, что и построил пассаж.


Александра Скалозубова-Лодченко (мама нашей собеседницы) со своей тетей - Марией Чернояровой (Фото 1910 года)

Купец Чернояров не жил в пассаже - он там торговал

Туристам, да и самим казанцам, рассказывают о том, что купец Чернояров жил со своей семьей в Чернояровском пассаже. На самом деле это не так.

- При жизни Дмитрия Ивановича Черноярова вся его семья и многочисленные родственники жили вот в этом двухэтажном каменном доме на Ново-Комиссариатской улице (ныне улица Муштари), - рассказывает Наталья Лодченко. - А в пассаже он торговал, и жил там лишь обслуживающий персонал.


Дом купца Черноярова на Ново-Комиссариатской улице.

Этот "домик", который в 1917 году оценили в 29 280 рублей, примечателен тем, что в нем останавливался протоирей Иоанн Крондштадский.

Последнее пристанище Марии Чернояровой-Мандельштам в Казани

После революции трое детей купца Черноярова вместе с семьями эмигрировали через Крым в Аргентину, а трех оставшихся дочерей переселили из семейной усадьбы на Ново-Комиссариатской улице в один из их домов на Большой Красной.

Две сестры - Варвара и Екатерина - умерли в годы Великой Отечественной войны.

- Моя мама жила на улице Чехова. Именно в этот дом и переселилась Мария Дмитриевна после смерти своих сестер, - рассказывает Наталья Лодченко. - Там ей предоставили отдельную комнату, из которой она почти не выходила и за общим столом она тоже не обедала.

Дочь купца Черноярова прожила затворницей до апреля 1947 года и умерла в возрасте 75 лет.

- Со смертью Марии Дмитриевны Чернояровой-Мандельштам и прекратился род Чернояровых в Казани, - добавляет Наталья Лодченко.

"Сдала чашку из дома Чернояровых в музей, а ее... украли"

Наталья Лодченко передала мебель из дома купца Чернояровых в один из музеев города. Но самым необычным экспонатом она считает чашку на трех ножках. Как рассказывали в их семье, ее расписала Екатерина Черноярова, у которой был талант художницы по стеклу.

- Эта чашка осталась "жива", но была еще одна чашка из синего фарфора, объемно украшенная золотом, - вспоминает Наталья Лодченко. - Ее, извините за выражение, сперли сразу же из музея. Я ее сдала, потом пришла спросить про нее, а она... исчезла.