Журналисты ProKazan о своих учителях: строгий военный, мама-утка и опытный игрок в карты

Сегодня, 5 октября, более чем в 100 странах мира отмечается Всемирный день учителя. В этот день наша редакция решила вспомнить о тех людях, которые учили нас в школе.

Руководитель объединенной редакции Григорий Сеферов об учителе физики: «Весь год я должен был молчать на ее уроках»

Уфа, лицей №155

- В 11-м классе мою жизнь омрачала лишь одна проблема — физика. Еще где-то года три назад всё пошло не так, и этот предмет стал абсолютно для меня неподъемным. Дополнительная печаль заключалась в том, что эта тройка стала бы единственной в аттестате.

Существовала и еще одна проблема — поведение во время уроков у меня было далеко не идеальным. Да что уж там, оно было отвратительным.

Учитель физики, как опытный игрок в карты, вытащил именно этот козырь. Преподаватель предложил мне компромисс - весь год я должен молчать на уроках физики, и тогда она мне поставит удовлетворительную для меня оценку в аттестат. Кроме того, она взяла с меня обещание, что я не буду связывать свою дальнейшую учебу с факультетами, где изучается физика. В итоге школу я закончил всего с несколькими четверками, и по сей день благодарен своему учителю физики за понимание и адекватность.

Редактор ProKazan.ru Евгения Потехина об учителе ОБЖ: «Порой он приходил на работу в парадной военной форме»

Казань, средняя школа №20

- У нас было очень много хороших учителей. В основном, преподавали женщины. А так как мужчин было очень мало, расскажу об одном из них.

В классе 10-ом в нашу школу пришел новый учитель ОБЖ - Истифин Юрий Николаевич. Он сразу же вызвал бурю эмоций у старшеклассников, потому что был довольно строгим и требовал соблюдения дисциплины. Он был военным в отставке и порой даже приходил на работу в серой парадной военной форме. А может это был обычный костюм — не помню, но воспоминания остались именно такими.

Запомнилось, как во время перемен Юрий Николаевич с идеально ровной осанкой «маршировал» вдоль кабинетов, словно на параде. Раз-два-три-четыре. Раз-два-три-четыре. Я смотрела на него и понимала - он видит, как на него смотрят ученики, и как будто улыбается.

На фото - Фаниса Фасаховна, Юрий Николаевич и Тамара Германовна

- Сейчас он уже не преподает в нашей школе, и я не знаю, где он , но я поздравляю его с праздником. И, конечно, поздравляю с эти днем всех своих учителей - Инну Борисовну, Гульфию Каюмовну, Марину Юрьевну, Ольгу Петровну, Ольгу Андреевну, Людмилу Васильевну, Фанису Фасаховну, Тамару Германовну и всех, кто когда-то преподавал или преподает в школе!

SMM-редактор Зиля Шамионова о классной руководительнице: «Она дала свой номер со словами: «Запишите меня как «Утк»

Казань, гимназия №7

- О школьных годах у меня самые теплые воспоминания, в голове до сих пор крутятся строки гимна нашей гимназии: «Отступать не люблю, цель достигну свою, лишь бы мной могла гордиться, ты, гимназия моя».

Но что была бы школа, если бы не моя классная руководительница. Она вела у нас только 2 года - 10 и 11 класс, и стала просто образцом во всем. Например, в самоиронии. У нее фамилия Уткина, и в первый же день нашего знакомства она дала нам свой номер со словами: «Запишите меня как «Утк». Наталья Геннадьевна всегда смеялась, что она наша мама-утка, а мы ее утята. И никто в школе не давал ей прозвищ, максимум, как называли за спиной - «Уткина».

- А еще помню, что мы все носили темно-синюю форму, и единственным способом выделиться были обувь и сумка. И когда я пришла с розовой сумкой и золотыми балетками, она позвала меня к себе и сказала: "В одежде человека должны быть три цвета. А яркий только один. Выбери сама». Никогда не забуду эти слова. Она всегда одевается так стильно, что образы берешь на заметку. Даже спустя 6 лет после окончания гимназии, наша классная «классная» остается примером.

Вообще, у нас каждый учитель был особенным и неповторимым. Историю вел очень твердый преподаватель Ткачев Юрий Александрович. Не думаю, что знала бы историю так, как сейчас, если бы не он! Всегда, запуская нас в кабинет, говорил «Переступаем порог». Если кто не переступил - выходил и заходил заново.

Как-то в школу приходила мама, и встретив его, решила спросить, правда ли я выиграла олимпиаду по истории. На что он посмотрел на нее удивленно и сказал: «А что, вы своей дочери не доверяете?».

Шеф-редактор газеты «Город» Светлана Михайлова об учителе истории: «Мальчишки говорили что-то на выдуманном языке, а она делала вид, что слушает»

Саратов, средняя школа №19

- Школьные годы я провела в Саратове. С пятого класса для меня авторитетом была учительница по географии - Людмила Васильевна Садчикова. Она всегда настолько интересно рассказывала нам о странах, что после ее рассказов казалось, будто ты там уже побывал. На ее уроках в классе всегда была тишина и у всех было выполнено домашнее задание, даже двоечники рисовали контурные карты, приходили учить растения по гербарию и определяли географические координаты городов.

На фото - Людмила Васильевна Садчикова

- Еще запомнилась учительница истории, она была уже преклонного возраста и никогда не слушала наши ответы. Частенько было такое - когда она спрашивала нас по параграфу, кто-то на самом деле рассказывал о прочитанном, а мальчишки вставали и просто говорили что-то на выдуманном языке. Она делала вид, что все слушает и понимает, затем сажала их со словами: «Все правильно, садись». Все смеялись жутко, а она не понимала, чего мы хохочем.

Новостной корреспондент Александр Буланов об учителе истории: «Под влиянием его уроков я решил поступить на истфак»

Казань, школа №9

- С 8 класса нас поделили по направлениям: химико-биологическое, физико-математическое и гуманитарное. Поначалу родители настояли, чтобы я пошел в физико-математический класс. Почти все члены моей семьи в той или иной степени были связаны со строительством. Бабушка была геодезистом - она выполняла изыскательские работы на месте будущих многоэтажек Ново-Савиновского района. Дедушка заведовал техникой в Казанском домостроительном комбинате...

Родные хотели, чтобы после школы я пошел учиться в архитектурно-строительный университет, чтобы я стал архитектором или прорабом. Поначалу я не возражал и учился в физико-математическом классе. Однако потом школьный друг, который учился в гуманитарном классе, пригласил меня посетить урок истории - его вел замечательный преподаватель Евгений Васильевич Липаков. На своих уроках он выходил за пределы школьной программы и очень интересно рассказывал о российской истории.

Под влиянием этих уроков я решил перевестись в гуманитарный класс, а после школы поступать не в КГАСУ, а на исторический факультет КГУ. Из-за чего даже ненадолго поссорился с родителями. Но я не жалею о своем выборе.

Корреспондент Юлия Шамсутдинова об учителе алгебры и геометрии: «Это была ненависть с первого взгляда»

Челябинская область, город Магнитогорск, школа №19

- В последние годы в школе нашему гуманитарному классу внезапно поменяли преподавателя по математике. 28 девочек, абсолютно не дружащих с синусами и косинусами, были переданы на растерзание бывшей заведующей кафедры прикладной математики - суровой женщины бальзаковского возраста.

Это была ненависть с первого взгляда. Мы не понимали ничего из материала, а главное – отказывались понимать - зачем нам все это нужно, ведь для поступления математика нам не требовалась. Но Надежда Александровна считала математику царицей наук, презирала гуманитариев и была готова каждое утро молиться на параллельные прямые.

Медленно, но верно мы перешли от обычного конфликта к настоящей грязи, до которой, по моему мнению, не должен опускаться ни один учитель. Она решила давить морально - каждой из нас пророчила будущее на панели или в подворотне, ну и конечно же, непоступление в вуз.

Мой личный бой с Надеждой Александровной случился за полгода до выпуска. Я шла на золотую медаль, метила в престижный университет. Мне был поставлен ультиматум: либо я сдаю экзамен по математике на «5», либо получаю «3» по алгебре и геометрии в аттестат, и прощай, бюджет в столичном вузе. Все 6 месяцев я по несколько часов в день занималась с репетитором, зубрила ненавистные формулы, решала тесты снова и снова. Если вы, как и я, родились под знаком Гуманитария в Луне, вы поймете, насколько мучителен был этот процесс.

На ЕГЭ я получила самый высокий балл в школе, однако на вручении аттестатов меня ждал «сюрприз» - две четверки на развороте. По алгебре и геометрии. Я получила ответ: «Не надо меня обманывать, ты списала. Будь благодарна, что я тебе за такое не нарисовала двойки».

После столь усиленного психологического давления у меня окончательно пропала вера во всех учителей. Столько лет прошло, а меня до сих пор коробит от воспоминаний.