Археологи бьют тревогу: ВСМ Москва - Казань пройдет через зону памятников Древней Руси

Сотрудники Института археологии Российской академии наук приступили к археологической разведке в зоне строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань. Об этом сообщает "ТАСС" со ссылкой на директора Института археологии РАН Николая Макарова.

"То, что должно быть проведено до конца года - это не раскопки"

По предварительным оценкам, работы продлятся до 31 декабря этого года, но ученые не исключают, что в случае необходимости проведение раскопок может растянуться на неопределенное время. По словам Макарова, "работы продлятся столько, сколько необходимо для качественного обследования территории".

- То, что должно быть у нас проведено до конца года - это археологическое обследование трассы, это не раскопки, - сообщил директор Института археологии РАН.

По его словам, разведывательные работы уже начались в городе Гороховец (Владимирская область), а также на территории Подмосковья.

- Цель сейчас - выявление всех памятников, которые у нас известны между Москвой и Казанью, чтобы внести наши предложения по проектированию трассы таким образом, чтобы минимизировать воздействие скоростной трассы на состояние этих объектов, - сказал ученый.

"Это территория, насыщенная памятниками"

По словам Макарова, особое внимание специалистов в зоне строительства ВСМ привлекает территория Суздальского ополья - природного района во Владимирской области, на территории которого, в том числе, расположены старинные города Владимир и Суздаль.

Ученые до сих пор проводят в этой зоне раскопки средневековых селиц и курганов. Однако, согласно плану строительства, высокоскоростная магистраль может задеть несколько десятков километров этой территории.

- Надеюсь, мы сможем найти какое-то взаимопонимание с проектировщиками. Больше всего, конечно, волнует ситуация с Суздальским районом, потому что трасса проходит по югу Суздальского ополья - это территория, насещенная памятниками, - сообщил Макаров. - Исторические ландшафты Ополья, сложившиеся в средневековье (Х-ХII века), - большая ценность.

По его словам, ученые могут предложить провести трассу в обход "каких-то селиц или курганов, которые будут найдены". Другой вариант - продолжить их раскопки.

- Мы обычно предлагаем первое, но это уже отдельный этап, - сказал Макаров. - Если изменение трассы невозможно, проводятся раскопки. Сейчас важно выявить все памятники, ничего не пропустить, и дать проектировщикам очень точную, качественную документацию.

Предполагается, что в разведке территории на месте строительства ВСМ примут участие более семи отрядов археологов.

Напомним, ранее сообщалось, что высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва - Казань планируется запустить до 2020 года. Об этом заявил президент России Владимир Путин, назвав ВСМ модельным проектом для взаимодействия РФ и Китая в транспортной сфере.

Справка

Согласно проекту, протяженность магистрали составит около 770 километров, а скорость движения поездов будет достигать 400 километров в час.

На магистрали будут организованы остановки поездов через каждые 50-70 километров. Время пути от Москвы до Казани составит 3,5 часа. Стоимость строительства ВСМ превышает 1 триллион рублей.